"Россия – Сирия. Новое время"

виртуальная выставка

Работа над живописными и графическими произведениями из цикла "Россия – Сирия", была начата Народным художником России Василием Нестеренко в Сирии и завершена в Москве по итогам творческой командировки на Ближний Восток в 2017 году.

Тема виртуальной выставки: Россия – Сирия. Новое время.

При работе над серией картин Василий Нестеренко поставил перед собой две цели: увидеть и отразить на холсте последствия войны и посвятить часть свои работ современной российской армии, отстаивающей интересы страны на дальних рубежах.

Интерес к Сирии развивался у художника постепенно: в начале в связи с поступающими оттуда сообщениями об угрозе, а затем – после новости об отправке в регион российского флота и ВСК. Благодаря современной поддержке Василию Нестеренко удалось встретиться со многими российскими солдатами и офицерами. Художнику была предоставлена редкая возможность проехаться по Сирии. Помимо мест расположенных недалеко от российской авиабазы, Василий Игоревич увидел такие места как – Шайрат, затерянную в пустыне базу Тифор, Тадмор и оказался на исторической земле древней Пальмиры, в тот момент, являющийся самой горячей точкой Сирии.

В результате были сознаны масштабные, сложнокомпозиционные картины – "Письмо недругам России", триптих "Сирийская земля" и вошедшие в него полотна "Древняя Пальмира", "Возвращение к жизни", и "Новая Пальмира". Так же художник работал над многочисленными натурными акварелями и рисунками, созданными непосредственно на "линии огня". Талант, опыт и мастерство позволили Василию Нестеренко блестяще воплотить и передать личные переживания и впечатления, в основу которых легли реальные ситуации и события, а так же их участники, запечатленные с документальной точностью и эмоциональностью.




Триптих "Сирийская земля" – плод долгих раздумий и воспоминаний художника об увиденном и пережитом в Сирии, библейской стране с историей насчитывающей не одно тысячелетие. Опаленная войной земля предстает как бы в трех ипостасях.

Полотно "Древняя Пальмира" напоминает нам о некогда великом городе. Неразорвавшийся реактивный снаряд зловеще застыл среди древних руин, свидетельствуя о недавних боях.

Картина "Новая Пальмира", показывает весть ужас современных войн. Ещё недавно благополучный город разрушен до основания.

"Возвращение к жизни" центральная часть триптиха "Сирийская земля". Ужасающие развалины вызывают ассоциации с трагедиями древних цивилизаций. Старик, медленно идущий среди руин своего города, кошки, сидящие под бетонными плитами, пробитые стены домов, дым и пепел от пожаров, характерная надпись на русской языке "МИН НЕТ", продублированная на английском и арабском языках, все это приметы страны погруженной в военный хаос.

Но, если картина "Древняя Пальмира" говорит о прошлом и его связи с настоящим, а картина "Новая Пальмира" – это боль и страдания сегодняшнего дня, то полотно "Возражение к жизни" обращено в будущее. Взгляд хрупкой арабской женщины с младенцем на руках, пронзает душу. Она с тревогой оглядывается назад в надежде навсегда проститься  с бедствиями в её стране. Не так просто найти образ, через который можно показать всю глубину происходящего, таким символом является изображенная в полный рост сирийская женщина. В этом образе много заключено: надежда на будущее и мысль о том, что ей и детям пройдется преодолевать последствия войны и возвращаться к нормальной жизни на своей земле.


(Василий Нестеренко "Курс на Пальмиру!" 74х101 см, бумага, акварель, 2017 г.)


(Василий Нестеренко "Древняя Пальмира", фрагменты)


(Василий Нестеренко, подготовительный рисунок к картине "Новая Пальмира", 250х170 см, холст, уголь, 2017 г.)



(Василий Нестеренко, подготовительный рисунок к картине "Возвращение к жизни", 260х180 см, холст, уголь, 2017 г.)

(Василий Нестеренко "Возвращение к жизни", центральная часть триптиха "Сирийская земля", 260х180 см, холст, масло, 2017 г.)



(Василий Нестеренко "Возвращение к жизни", фрагменты)

Масштабное полотно "Письмо недругам России" и подготовительные рисунки к нему – вторая часть сирийского цикла Василия Нестеренко. Художник стремился дополнить свои работы, посвященные русской военной истории, картинами о современной российской армии.

Собирая материал для картины, художник пишет с натуры бронетехнику и дозорных на сторожевом посту, делает многочисленные зарисовки.

Созданная Василием Игоревичем картина "Письмо недругам" вбирает в себя творчески переосмысленные великие реалистические традиции отечественной исторической живописи. Это связь с истоками подчеркнута художником в композиционной структуре картины, в психологической и эмоциональной прорисовке характеров и настроения действующих лиц.

Герои картины – наши современники, солдаты и офицеры Российской армии. Это люди верные присяге, дети разных народов нашей многонациональной Родины.

Яркость и многогранность портретных характеристик, выразительность поз и движений придаёт произведению особую образную достоверность и эмоциональную убедительность. Колористическая гамма и пластическая выразительность создают впечатление необыкновенного душевного подъема и веры. В картине немало деталей, подчеркивающих преемственность с великими подвигами наших предков. Подобные штрихи являются важным дополнением, входящим в философский контекст сюжетной фабулы картины, с честью выполнявшим свой патриотический и интернациональный долг на древней земле Сирии.


(Василий Нестеренко, рисунки к картине "Письмо недругам России", 30х40 и 40х30 см, бумага, карандаш, 2017 г.)

(Василий Нестеренко, "Впереди - ИГИЛ", 50х70 см, холст, масло, 2017 г.)


(Василий Нестеренко, подготовительный рисунок к картине "Письмо недругам России", 280х500 см, холст, уголь, 2017 г.)



(Василий Нестеренко, рисунки к картине "Письмо недругам России", 30х40 и 40х30 см, бумага, карандаш, 2017 г.)



(Василий Нестеренко, рисунки к картине "Письмо недругам России", 30х40 и 40х30 см, бумага, карандаш, 2017 г.)



(Василий Нестеренко "Письмо недругам России", 280х500 см, холст, масло, 2017 г.)



(Василий Нестеренко "Письмо недругам России", фрагменты)