"Роспись храмов в творчестве Василия Нестеренко"

виртуальная выставка

Василий Игоревич Нестеренко активно работает с храмовой живописью. В данной виртуальной выставке мы рассмотрим творчество Василия Игоревича на примере трех больших работ в Храме Христа Спасителя, Успенском соборе в Дмитрове и в Храме Вооруженных сил Российской Федерации.

Тема виртуальной выставки: Роспись храмов в творчестве Василия Нестеренко.

В 1992 году Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал указ «О создании Фонда возрождения Москвы», в котором значился Храм Христа Спасителя. 31 мая 1994 года Правительство Москвы приняло Постановление о начале воссоздания Храма Христа Спасителя. После постройки Храма было принято решение по восстановлению интерьеров Храма Христа Спасителя. Внутреннее убранство Храма решено было полностью воссоздать в первоначальном виде. В 1995 году Василий Нестеренко и другие художники узнали о решении восстановить интерьеры Храма Христа Спасителя. 

В 1999 году Комиссия по художественному убранству, в которую вошли представители Русской Православной Церкви, Российской академии художеств и другие ведущие специалисты окончательно определила сюжеты, которые нужно было исполнить Василию Нестеренко на стенах Храма. «Воскресение Христово»«Св. Апостол и Евангелист Матфей»  на северо-западном пилоне, «Крещение Господне» на северном тимпане и «Вход Господень во Иерусалим» на западном тимпане. 

213 Voskresenie Xristovo i Sviatoi Apostol i Evangelist Matfei CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Воскресение Христово», «Св. Апостол и Евангелист Матфей». 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Росписи северо-западного пилона)

209 Kreschenie Gospodne CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Крещение Господне». 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана)

220 Vhod Gospoden v Ierusalim CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Вход Господень во Иерусалим». 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана)

В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице», и «Успение Пресвятой Богородицы». Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году, когда интерьер Храма почти полностью сложился. Последним звеном в цепи воссоздания былого величия внутреннего убранства Храма Христа Спасителя стала работа над иконами Богородичного цикла. Столь сложную и ответственную работу Комиссия по художественному убранству решила предложить Василию Нестеренко. Художник с большим воодушевлением принялся за работу, и к Пасхальным торжествам 2002 года им были воссозданы первые два сюжета: «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Вслед за этим были завершены композиции, располагающиеся в западной части Храма, напротив алтаря: «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы».

225 Rojdestvo Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Рождество Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)

228 Vvedenie vo hram Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Введение во храм Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)

231 Blagoveschenie Presviatoi Bogorodize CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Благовещение Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)

234 Uspenie Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Успение Пресвятой Богородицы». 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.)

В Храме Христа Спасителя была своя плащаница до наших дней дошло ее изображение, выполненное фотографической фирмой «Грибов и ко » в конце XIX века. Плащаница была написана на доске в академической манере, как и все живописные сюжеты Храма. Священники Храма Христа Спасителя предложили В. И. Нестеренко написать плащаницу – образ положенного во гроб Спасителя. Размер иконы точно соответствует ширине престола в алтаре Храма. При работе над плащаницей художник взял за основу оригинал ХIХ века. Плащаница является одним из самых важных, ответственных и глубоких по своему содержанию духовных сюжетов. Василий Нестеренко по благословению протоиерея Михаила Рязанцева во время Великого поста 2002 года выполнил работу над плащаницей для Храма Христа Спасителя. Плащаница явилась даром художника Храму, работа над ней была завершена к Страстной седмице, и во время Пасхального богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые совершил на ней Божественную Литургию.

237 Plaschanitsa CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Плащаница». 172х86 см, дерево, масло. 2002 г.)

Успенский Кафедральный собор – сердце Дмитрова, древнего русского города, основанного в XII веке почти одновременно с Москвой. Храм стал средоточием духовной жизни города. В 1509-1533 годах на месте деревянной постройки был возведен каменный собор по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор в Московском Кремле. Древняя часть храма, расположенная на высоком подклете с белокаменными подвалами, представляет собой характерный для того времени тип крестово-купального пятиглавого храма. Реконструированный в XIX веке собор внутри и снаружи главного четверика сохранил особенности древнерусской архитектуры, о чем свидетельствуют коробовые своды с пониженными подпружными арками, трехчастный антаблемент в основании закомар, граненая форма апсид, филенчатые стены и другие архитектурные детали.

В XIX веке собор был сильно перестроен, древний храм оказался внутри нового, были достроены три престола в нижней части собора, четыре новых главы и сооружена колокольня в стиле классицизма. В результате реконструкций Успенский собор приобрел тот вид, который он сохранил до наших ней.

В 2001 году при личном распоряжении Главы Администрации Дмитровского района Московской области В.В. Гаврилова начали масштабные реставрационные, строительные и художественные работы в Успенском соборе и на всей территории Дмитровского кремля.

Особое внимание уделялось Успенскому собору, сильно пострадавшему за последние десятилетия. Треть собора не имела росписей, поэтому было необходимо расписать значительную его часть, н так, чтобы новая живопись сочеталась с сохранившемся живописным убранством. Для создания нового художественного убранства был приглашен известный московский живописец, Заслуженный художник России, член Российской академии художеств Василий Игоревич Нестеренко. Выбор был не случаен, поскольку художник внес важный вклад в воссоздание живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве.

Ознакомившись с уникальными сохранившимися росписями Успенского собора в Дмитрове, В.И. Нестеренко с воодушевлением взялся за работу, собрав творческий коллектив художников, многие из которых работали с ним в Храме Христа Спасителя. 

В первую очередь был подготовлен для художественных работ Сергиевский придел, расположенный в южной части собора. Выбор сюжетов в приделе был обусловлен тем, что придел посвящен Святому Преподобному Сергию Радонежскому, главному святому русской земли. Образ Святой Троицы неотделим от образа Преподобного.

Роспись «Образ Святой Троицы» - главная, доминантная часть не только свода, но и всего Сергиевского придела. Эта монументальная, лаконичная, и одновременно тонко исполненная роспись стала для Василия Нестеренко главным произведением, созданным им для Успенского собора в Дмитрове.

282 Dm_Obraz Sviatoi Troitsy CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Образ Святой Троицы» 450х500 см, масло, 2002 г. Роспись Успенского собора в Дмитрове, Сергиевский придел)

283 Dm_Obraz Troitsy F1 CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Образ Святой Троицы». Фрагмент росписи)

Главный алтарь Успенского собора является важнейшей частью древнего четырехстолпного храма, первого каменного сооружения Дмитрова. Больше всего утрат в росписях главного алтаря, некогда находившихся на стенах и полусводе центральной апсиды. Василию Нестеренко было предложено выполнить росписи в центральной апсиде главного алтаря. 

Основным сюжетом центральной апсиды стала роспись «Тайная вечеря». Слева от «Тайной вечери» Василий Нестеренко предложил поместить роспись «Моление о чаше». Справой стороны от «Тайной вечери» художник поместил роспись «Голгофа», изображающую распятие Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. 

Созданные Василием Игоревичем Нестеренко росписи «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Голгофа», и медальон с изображением Иоанна Крестителя органично вписался в созданное в XIX веке живописное и орнаментальное убранство главного алтаря Успенского собора.

286 Dm_Tainaya Vecherya CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Тайная вечеря» 280х520 см, масло, 2002 г. Роспись Успенского собора в Дмитрове, центральная часть главного алтаря)

288 Dm_Molelnie o Chashe CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Моление о чаше» 280х230 см, масло, 2002 г. Роспись Успенского собора в Дмитрове, центральная часть главного алтаря)

291 Dm_Golgofa CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Голгофа» 280х230 см, масло, 2002 г. Роспись Успенского собора в Дмитрове, центральная часть главного алтаря)

290 Dm_ Obraz Ioanna Krestitelia CMYK.jpg

(Василий Нестеренко, «Иоанн Креститель» медальон 72 см, масло, 2002 г. Роспись Успенского собора в Дмитрове, центральная часть главного алтаря)

Творческая деятельность художников под руководством Василия Нестеренко по созданию нового художественного убранства Успенского собора органично влилась в общий комплекс художественно-реставрационных работ. Помимо этого, В.И. Нестеренко создал несколько авторских росписей, внеся тем самым достойный вклад в возрождение главной святыми древнего Дмитрова. 

В 2018 году Василий Игоревич Нестеренко начал большую работу над эскизами к храму Вооруженных сил Российской Федерации. Храм в честь Воскресения Христова, «посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах».

Храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле, включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного строя приёмы. Фасады здания отделаны металлом, своды – остеклены. Стены храма украшены росписями с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания.

При изготовлении мозаичных панно использовались кусочки стеклянной смальты. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма – самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике.

В главном храме Вооруженных сил стараниями Василия Нестеренко и его собратьев по цеху написана величественная повесть об исторической судьбе страны. Божьей милостью и творческим озарением создан удивительно гармоничный ансамбль.

2-1(2).jpg

(Василий Нестеренко, «Образ Спаса Нерукотворного». Мозаика главного купала и паруса Главного Храма Вооруженных сил Российской Федерации)

13.jpg

(Василий Нестеренко, «Пресвятая Богородица – Заступница Земли Русской». Мозаика западной апсиды Главного Храма Вооруженных сил Российской Федерации)

15.jpg