"Портреты выдающихся личностей"

виртуальная выставка

Данная виртуальная выставка познакомит всех желающих с портретами выдающихся личностей и знаменитых, в разных сферах деятельности, людей.

Портрет – один из аспектов творчества народного художника Василия Нестеренко. 

В этой виртуальной выставке вы узнаете много интересного о портретной живописи, а также об истории создания некоторых произведений, и о личностях изображенных в работах Василия Игоревича. Портреты художника можно разделить на несколько направлений таких как: исторический, парадный, камерный, женский, театральный портрет.

На историческом портрете, как правило, изображают выдающуюся личность, известных деятелей разных эпох.

Портрет Генералиссимуса графа А. В. Суворова-Рымникского, князь Италийский

(Василий Нестеренко «Генералиссимус граф А. В. Суворов-Рымникский, князь Италийский», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Государственного канцлера графа Н. И. Панина

(Василий Нестеренко «Государственный канцлер граф Н. И. Панин», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского

(Василий Нестеренко «Генерал-аншеф граф А. Г. Орлов-Чесменский», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Президента Академии художеств графа И. И. Бецкого

(Василий Нестеренко «Президент Академии художеств граф И. И. Бецкий», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Генерал-фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского

(Василий Нестеренко «Генерал-фельдмаршал граф П. А. Румянцев-Задунайский», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Генерал-фельдцейхмейстера князя Г. Г. Орлова

(Василий Нестеренко «Генерал-фельдцейхмейстер князь Г. Г. Орлов», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического

(Василий Нестеренко «Генерал-фельдмаршал светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический», 135х80 см, холст, масло, 2007 г.)

Портрет Великого князя Сергея Александровича Романова, московского градоначальника, много сделавшего для Москвы и убитого революционерами.

Великий князь Сергей Александрович, 150х110, холст, масло 2013.jpg

(Василий Нестеренко «Великий князь Сергей Александрович», 217х127 см, холст, масло, 2010 г.)

Портрет его супруги Елизаветы Фёдоровны, которая после смерти супруга основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, 150х110, холст, масло 2013.jpg

(Василий Нестеренко «Великая Княгиня Елизавета Феодоровна», 217х127 см, холст, масло, 2008 г.)

Ярким примером парадного портрета можно отметить портрет Патриарха Диодора. Монументальная фигура Иерусалимского Патриарха Диодора, изображенного в полном облачении, на фоне светлого неба, торжественное величие Представителя Иерусалимской Церкви подчеркивает купол Храма Гроба Господня.

Портрет Иерусалимского Патриарха Диодора.jpg

(Василий Нестеренко «Портрет Иерусалимского Патриарха Диодора», 246х167 см, холст, масло, 1996 г.)

Так же к примерам парадного портрета можно отнести портрет Патриарха Московский и всея Руси Алексий II в полном облачении, на фоне Московского Кремля.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 120х80, холст, масло, 1996, больше.jpg

(Василий Нестеренко «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», 120х80 см, холст, масло, 1996 г.)

Особое место в творчестве художника занимает портрет мамы. Именно мама помогла Василию сформироваться как личности и состояться как художнику. Она разделяла с ним все трудности во время учебы, всегда поддерживала, она была рядом на всех выставках и вернисажах. Василий Нестеренко говорил о портрете, что перед ним стояла очень тяжелая задача – как в одном портрете уместить все что чувствуешь и знаешь о самом дорогом человеке. Мама художника смотрит на зрителя с тихой и ласковой улыбкой, весь её облик излучает доброту и терпение.

Портрет мамы.jpg

(Василий Нестеренко «Портрет мамы», 180х140 см, холст, масло, 2004 г.)

Театральные портреты в живописи Василия Нестеренко являются настоящей игрой, комбинацией действительности и вымысла. Портреты деятелей культуры стали для художника интересной и обширной темой в творчестве.

Герой картины «Венецианский карнавал» - известный телеведущий, литературный и музыкальный критик Святослав Бэлза. Во время совместных бесед Святослава и Василия было найдено много точек соприкосновения, одной из таких стала любовь к Венеции. Живописный театральный венецианский карнавал сблизил реальность и условность, игру и искусство, и так благодаря творческому общению возник замысел написать критика и телеведущего в маскарадном театральном костюме. Василий Нестеренко создал в этой картине образ Венеции на основе своих впечатлений, художник вспоминал характерные венецианские виды, сохранившиеся до наших дней.

Веницианский карнавал.jpg

(Василий Нестеренко «Венецианский карнавал», 270х185 см, холст, масло, 2006 г.)

При написании портрета великой русской певицы Ирины Архиповой, перед художником стояла задача отобразить многогранность характера Ирины Архиповой. Певица изображена в сценическом платье, клавиры с нотами, один из которых у неё в руках, а другой лежит на рояле, позволяют узнать её любимые произведения.

Ирина Архипова.jpg

(Василий Нестеренко «Ирина Архипова», 250х180 см, холст, масло, 2001 г.)

На картине "Владимир Маторин в роли Бориса Годунова", изображен оперный певец, солист Большого театра, Владимир Маторин в одном из своих сценических образов – в роли Бориса Годунова. 

Продолжая шаляпинские традиции, Владимир Маторин не просто эффектно исполняет главную партию в опере Мусоргского, являющейся шедевром мирового искусства, - ему удается благодаря актерскому таланту перевоплощаться в образ Годунова. Исполнительную манеру Маторина отличает глубина проникновения в создаваемый образ, что заставляет искренне сопереживать происходящему на сцене. Василий Нестеренко был вдохновлен творческими достижениями Владимира Маторина, его яркими, запоминающимися оперными партиями. Народный артист России Владимир Маторин является профессором Московской государственной консерватории. Он вносит огромный вклад в развитие отечественной вокальной школы и сохранение традиций. Нестеренко в своих портретах стремится показать героев нашего времени, своей жизнью и творчеством созидающих Россию. Один из таких людей – Владимир Маторин. Но есть и другая сторона в этом портрете – это трагический образ Бориса Годунова. Василий Нестеренко сделал попытку показать зрителю мятежную душу царя Бориса, о ком Пушкин сказал: "Да, жалок тот, в ком совесть нечиста".

Владимир Маторин в роли Бориса Годунова 260х185, 2004, больше.jpg

(Василий Нестеренко «Владимир Маторин в роли Бориса Годунова», 260х185 см, холст, масло, 2004 г.)

Василий Лановой был блистательным актером театра и кино. Он снялся в десятках всенародно любимых фильмов, легендарным стал фильм "Офицеры" с его участием, где произносится крылатая фраза: "Есть такая профессия – Родину защищать". Актер обладал способностью возвышать свои персонажи и придавать им черты привлекательности. Статный Лановой был одинокового хорош и в военном мундире разных эпох и во фраке. 

В портрете «Василий Лановой в роли Бернарда Шоу» художник хотел передать не стереотипные представления о внешней красоте актера, а его внутренний мир и профессиональные возможности. В течение многих лет на сцене Вахтанговского театра с аншлагом шел спектакль "Милый лжец" по пьесе Джерома Килти в котором были заняты всего два актера – Василий Лановой и Юлия Борисова. Образ Бернарда Шоу, созданный Лановым, произвел на Василия Нестеренко сильное впечатление, именно через этот образ он решил показать все грани творческой индивидуальности артиста. Зрителя буквально гипнотизирует выразительный взгляд героя портрета, застигнутого в момент получения рокового известия. В этом взгляде, умудренном житейским опытом, целая гамма переживаний. Такова двойственная природа этого портрета – сквозь черты Василия Ланового проглядывается образ Бернарда Шоу, а через сценический образ драматурга заметен внутренний мир самого актера.

355 Vasilii Lanovoi v roli Bernarda Show BIG_corr.jpg

(Василий Нестеренко «Василий Лановой в роли Бернарда Шоу», 230х160 см, холст, масло, 2004 г.)

Картина Василия Нестеренко "Молитва Сусанина" повествует о событиях тяжелейшего для России Смутного времени. Этот исторический период начался со смерти царя Ивана Грозного и последующего воцарения Бориса Годунова. Слухи об убийстве сына Ивана Грозного царевича Димитрия навсегда запятнали имя Бориса Годунова. Его правление в начале XVII века было ознаменовано небывалыми раздорами и несчастьями. На смену Годунову пришла Семибоярщина, в свою очередь сменившаяся правлением Самозванца, выдававшего себя за спасшегося царевича Димитрия. Смутой тут же воспользовались соседние с Россией Польша и Швеция. Эти страны стали активно вмешиваться во внутренние дела России, такая политика быстро привела их к открытой военной интервенции. Особенную роль в Смутное время сыграла Польша. Пришедшие с Самозванцем в Москву польские войска захватили Кремль. 

Картина «Молитва Сусанина» посвящена последнему периоду Смутного времени. В начале 1613 года юный Михаил Романов готовился стать новым русским царем. Все слои населения России от высшей знати до последнего крестьянина связывали свои мечты о возрождении России с Михаилом Романовым – будущим основателем прославленной династии Российских Самодержцев. То было тяжелое, поистине смутное время. Большие и малые отряды поляков рыскали по всей России в поисках будущего царя, надеясь погубить его и тем самым еще больше разжечь пожар Смуты. Один из таких отрядов оказался совсем близко от Михаила Романова, заняв его родовое имение в Костромской земле – село Домнино. Старостой в этом селе и был Иван Сусанин. Поляки стали принуждать его выдать им царя. Сусанин сделал вид, что согласен показать место в лесу, где скрывается Михаил Романов. Польский отряд немедленно бросился на его поиски, взяв в качестве проводника Ивана Сусанина. Русский герой завел поляков в непроходимое болото, пожертвовав своей жизнью во имя спасения царя.

На картине изображен момент последней молитвы русского крестьянина. Враги уже начали подозревать своего проводника, еще несколько минут и, обезумев от ярости, что не могут добраться до будущего Самодержца, они казнят Сусанина. Легендарная личность простого крестьянина Ивана Осиповича Сусанина стала с тех пор в России символом самопожертвования.

Молитва Сусанина, 270х200, холст, масло, 2009.jpg

(Василий Нестеренко «Молитва Сусанина», 260х190  см, холст, масло, 2009 г.)

Нил Столобенский – великий подвижник русской Церкви. Придя в дикий лес над рекой Серемхой, пробыл там пятнадцать лет, не сходя с одного места, ископав колодец, который сохранился до нашего времени, питаясь грибами и ягодами. Преподобный Нил известен в истории Русской Церкви подвигом несидения и нележания, находясь в постоянной молитве. Это послужило сюжетом для многочисленных деревянных скульптур, получивших большое распространение среди верующих. Житие Святого повествует о многих чудесных событиях его жизни. Стяжав дар чудотворения, старец помогал обрести духовное и телесное здоровье. Нило-Столобенская пустынь сыграла впоследствии значительную роль в духовной жизни России. Этот монастырь известен ещё тем, что выдающийся полководец Александр Васильевич Суворов пожелал стать монахом Ниловой пустыни, о чем просил в письме императора. Но судьба распорядилась  иначе, и Суворова отправили в Альпийский поход освобождать Италию от войск Бонапарта. Побывав в Нило-Столобенской пустыни и посетив скит на реке Серемхе, Василий Нестеренко почувствовал необходимость обратиться к образу подвижника в своем творчестве. Художник вспоминает, что будучи на святом месте, где преподобный провел пятнадцать лет, он был поражен подвигом великого старца и решил увековечить образ подвижника.

086 Nil Stolobenskiy BIG cmyk.jpg

(Василий Нестеренко «Нил Столобенский», 270х200 см, холст, масло, 2003 г.)

На картине «Портрет русского офицера» изображен один из сподвижников Петра, офицер Преображенского полка. В то время армейские и флотские офицеры носили одинаковую форму, сухопутные войска нередко принимали участие в морских баталиях. Петровский офицер изображен на фоне сражения при Гангуте, состоявшегося 27 июля 1714 года. Тогда русский гребной флот, состоявший из галер, скампавей и вспомогательных судов, одержал первую крупную победу над парусным флотом шведов. Петр I, командовавший под именем Петра Михайлова, предпринял "фальшивый" маневр, благодаря которому шведы, разделившись на две эскадры, потерпели в ходе кровопролитного боя полное поражение. Петр назвал Гангут морской Полтавой. Так же, как и после Полтавского сражения, были устроены торжества. Плененные шведские корабли были введены в Неву со спущенными до самого дека флагами. На Троицкой площади Санкт-Петербурга была сооружена Триумфальная арка, под которой прошли победители и были проведены пленные шведы. 

В образе русского офицера Василий Нестеренко изобразил руководителя военно-патриотического объединения "Россия молодая" историка Владимира Максимова. Он оказал художнику неоценимую помощь в сборе исторического материала для картин «Триумф Российского флота», «Москва встречает героев Полтавы», «Отец Отечества», «Нам позавидуют в сей славе!» и для других картин по русской истории.

Портрет Ррусского офицера.jpg

(Василий Нестеренко «Портрет русского офицера», 100х80 см, холст, масло, 1993 г.)

Василий Нестеренко много работает в портретной живописи, у художника получается не только передать сходство, но и заглянуть в душу модели, создать целую композицию, часто выходящую за рамки простого портрета.

При просмотре и более подробном знакомстве с творчеством Василия Нестеренко становится заметно, что все жанры живописи тесно связаны между собой и, несмотря на многообразие жанров, и сюжетов привлекающих художника, его творчество цельно по своему внутреннему содержанию.