"Наша слава - Русская держава!"

Виртуальная выставка

Историческо-батальный жанр является наиболее сложным в изобразительном искусстве. В нем воплощены высшие достижения портретной, пейзажной живописи и натюрморта. Народный художник России Василий Игоревич Нестеренко является признанным мастером данного жанра. 

Исторические картины Василия Нестеренко впечатляют не только значительностью изображенных на них событий, но и благодаря размышлениям, которые рождаются при их созерцании. Они связаны с углублением в историю, с осознанием ее сложности и противоречий, с пониманием величия исторических героев, могущества властителей России и привлекательности простых людей. Эти произведения вызывают ассоциации с настоящим временем, с непрерывностью истории, ведущей к современности, с актуальными волнениями сегодняшних дней. 
Экспозицию военно-исторических произведений Народного художника России Василия Нестеренко открывают картины, посвященные периоду правления Петра I. Петровская эпоха - время славных побед русского оружия, когда по словам Пушкина, "Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра". За сравнительно короткое время была создана регулярная армия по европейскому образцу и создан военно-морской флот. Россия прочно становится  на берегах четырех морей.

Москва встречает героев Полтавы

Василий Нестеренко, "Москва встречает героев Полтавы", 194х150 см, холст, масло, 1997 г. 

Тишину зимнего московского дня, подернутого снежной пеленой, нарушают диковинные для древней столицы звуки фанфар и барабанной дроби. Многотысячная кавалькада всадников в мундирах европейского покроя со шпагами и фузеями, подняв знамена и партазаны, торжественно проходит вереницей через Триумфальные ворота на Красной Площади, на которых начертано: «ATERNA VIRTUTI PETRI SACRUM!», — что означает: «Вечность святым Петровым победам!» Государь Петр Алексеевич сопровождает свои полки, восседая, как победитель, на белом коне. Торжество и осознание величия одержанной виктории написано на лицах ветеранов Семеновского полка, возглавляющих триумфальную процессию.

Долго ждала Россия этого момента. Тяжелейшая Северная война изнуряла страну, нововведения Петра нарушали основы привычной жизни, порой они были несовместимы с православным миросознанием. Народ не мог понять, зачем нужны нескончаемые жертвы, тяготы и повинности в войне, которая ведется за пределами центральной России, в чем смысл преобразований и, наконец, зачем изменять уклад жизни, заповеданный многовековой традицией? Русская армия терпела одно поражение за другим. Еще немного, и люди окончательно перестали бы следовать за своим государем, помазанником Божиим. 

И вот, наконец, приходит долгожданная виктория. Попробовав вкус победы в битве при Лесной, русская армия наголову разгромила шведов в Полтавской баталии, явив примеры героизма солдат и офицеров и продемонстрировав всему миру полководческий талант Петра и его ближайших сподвижников. До этого времени армия Карла XII была непобедима, ни одна держава Европы не могла сравниться в могуществе со Швецией. Но прославленная армия находит свою гибель, столкнувшись с гением Петра и мужеством российского солдата.

Сражение под Полтавой произошло 27 июня 1709 года, а торжественный въезд регулярной армии Петра Великого в Москву состоялся спустя несколько месяцев, 21 декабря. Москвичи удивленно смотрели на нескончаемую процессию, состоявшую из кавалерийских и пехотных полков, из трофейных обозов и многочисленных пленников. Торжественное шествие прошло через семь Триумфальных ворот, возведенных в стиле европейского барокко, богато украшенных росписями, резьбой и позолотой. Примечателен тот факт, что все ворота были сооружены ради одного дня, для триумфа великого государя, после чего были разобраны.

Прошедший с необычной для того времени пышностью въезд армии-победительницы в Москву примирил Петра со своей страной. Увидев реальные плоды многолетней войны, народ окончательно поверил в самодержца, с этого времени возмущения против его власти не были столь опасны, а царь обеспечил себе надежный тыл для продолжения Северной войны до победного конца.До нашего времени дошли исторические свидетельства о въезде Петра в Москву. Гравюры Пиккарта и Зубова, несмотря на условный язык, помогают представить тот торжественный момент.

Василий Нестеренко, внимательно изучая дошедшие до нас документы и старинные гравюры, сумел не только показать достоверную картину исторического события, но и дал почувствовать героическую атмосферу Петровской эпохи, создал выразительный образ Москвы начала XVIII века. 

Нам позавидуют в сей славе
Василий Нестеренко, "Нам позавидуют в сей славе!", 95х125 см, холст, масло, 1995 г.

В натюрморте "Нам позавидуют в сей славе!" на переднем плане художник поместил бюст Петра I, который концентрирует внимание зрителя, тем самым помогая прочтению сюжета, связанного со славной победой русского флота. В работе "Отец Отечества" эту роль выполняет гравюра с портретом Петра. 

Полотно "Нам позавидуют в сей славе!" включает в себя изображение боя при Гренгаме, состоявшегося, как и Гангутское сражение, 27 июля, но спустя 6 лет, в 1720 году. Известны слова Петра по этому поводу: "Число не обмануло!" В результате сражения были взяты в плен четыре шведских корабля, а в Санкт-Петербурге открыта аустерия "Четырех фрегатов".


Отец Отечества
Василий Нестеренко, "Отец Отечества", 110х150 см, холст, масло, 1997 г.


Титул "Отец Отечества" присвоен Петру Великому народом. На заднем плане картины использовано изображение Полтавской баталии. Это произведение Василия Нестеренко долгое время украшало Приемную Президента Российской Феедерации в Кремле.


Портрет Ррусского офицера.jpg 

Василий Нестеренко, "Портрет русского офицера", 100х80 см, холст, масло, 1993 г. 

На картине "Портрет русского офицера" изображен один из сподвижников Петра, офицер Преображенского полка. В то время армейские и флотские офицеры носили одинаковую форму, сухопутные войска нередко принимали участие в морских баталиях. Петровский офицер изображен на фоне сражения при Гангуте, состоявшегося 27 июля 1714 года. Тогда русский гребной флот, состоявший из галер, скампавей и вспомогательных судов, одержал первую крупную победу над парусным флотом шведов. Петр I, командовавший под именем Петра Михайлова, предпринял "фальшивый" маневр, благодаря которому шведы, разделившись на две эскадры, потерпели в ходе кровопролитного боя полное поражение. Бавталия была настолько жестокой, что по словам Петра, многие матросы были "разорваны пороховым духом". Петр назвал Гангут морской Полтавой. Так же, как и после Полтавского сражения, были устроены торжества. Плененные шведские корабли были введены в Неву со спущенными до самого дека флагами. На Троицкой площади Санкт-Петербурга была сооружена Триумфальная арка, под которой прошли победители и были проведены пленные шведы. 
В образе русского офицера василий нестеренко Изобразил руководителя военно-патриотического объединения "Россия молодая" историка Владимира Максимова. Он оказал художнику неоценимую помощь в сборе исторической материала для картин "Триумф Российского флота", "Москва встречает героев Полтавы", "Отец Отечества", "Нам позавидуют в сей славе!" и для других картин по русской истории. 

Триумф российского флота
Василий Нестеренко, "Триумф Российского флота", 310х590 см, холст, масло, 1994  г.

История Российского флота началась с небольшого английского бота, подаренного юному Петру его отцом, царем Алексеем Михайловичем. Ботик, на котором можно было ходить под парусом против ветра, был назван «Святой Николай» и спущен на воду на Плещеевом озере, став любимым развлечением будущего царя. Вскоре Петр забыл о ботике, увлекшись другими затеями, которые переросли в создание потешного войска – впоследствии прославленных Преображенского и Семеновского полков. 
Россия вместе со своим государем пережила много испытаний, поражений и побед, прежде чем произошло событие, изображенное художником на картине «Триумф Российского флота». Окончилась Северная война, был заключен почетный для России Ништадтский мир, основана новая столица государства, сам Петр, став сильнейшим монархом Европы, принял титул Императора. 11 августа 1723 года Петр Великий устроил в Кронштадте грандиозное торжество, посвященное созданному им Балтийскому флоту. На Кронштадтском рейде выстроились в две линии фрегаты и линейные корабли. на картине можно увидеть многие из них, например, фрегат «Полтава», линейные корабли «Святой Андрей», «Святой Александр», «Апостолы Петр и Павел» и другие. Петр I, разыскав свой потешный ботик, повелел доставить его в Кронштадт, где в течение двух дней обходил на нем корабли Балтийского флота, салютуя из четырех  маленьких пушечек. Ему отвечали орудийной пальбой 31 линейный корабль, фрегаты, десятки галер и скампавей. Французский посланник Жорж Кампредон оставил подробное описание этого триумфального чествования флота, детища Петра. Согласно одной из легенд, на салюты в дни торжеств было израсходовано пороха не меньше, чем за время одного из сражений Северной войны. 

Петр изображен в момент, когда он собирается ступить на борт легендарного ботика – «дедушки русского флота». Yа нем мундиршаутбенахта, или вице-адмирала, в котором он командовал четырьмя союзными флотами: российским, английским, голландским и датским. Рядом с Императором его ближайшие сподвижники: генерал-адмирал Апраксин, Светлейший князь Меншиков, Императрица Екатерина I, канцлер Головкин, выдающийся дипломат Петр Толстой, командующий гвардией Михаил Голицын, прославивший свое имя в сражении при Гренгаме. Архиерей благословляет торжество Казанской иконой Божией Матери, заступницы России во всей войнах. в правой части картины изображены солдаты и офицеры Преображенского полка, в левой – знаменосец держит стяг Семеновского полка. Европейские посланники снимают шляпы, приветствуя государя великой державы. Yа переднем плане бомбардиры в красных мундирах готовятся салютовать из мортиры, захваченной у Мазепы в Полтавской баталии.

Изображенный на хоругви Святой Николай Чудотворец, покровитель моряков, смотрит сверху на триумф Императора, благословляя Россию и ее государя на новые победы. Картина «Триумф Российского флота» своей композиционной уравновешенностью напоминает театральную мизансцену. Элементы театральных постановок были характерны и для Петровских ассамблей и торжеств. Работая над этим произведением, Василий Нестеренко внимательно изучал свидетельства Петровского времени: парусную оснастку, оружие, костюмы и военную форму. Но помимо исторической точности в картине присутствует победный дух Петровской эпохи.

История России оживает на полотне, созданном современным художником. Зритель оказывается вовлеченным в изображенное триумфальное событие и вместе с персонажами картины чувствует на себе твердый взгляд российского самодержца.


Игумен земли русской док.jpg
Василий Нестеренко, "Игумен земли русской", 265х200см, холст, масло, 2005 г. 

Картина «Игумен земли русской» была написана Василием Нестеренко к 625-летнему юбилею Куликовской битвы. Татаро-монгольское нашествие принесло русской земле неисчислимые беды. В результате походов войск Батыя страна обезлюдела. В руинах лежали древние города, более чем на четыреста лет Русь оказалась разделенной на части. Некогда могучий Киев, бывший столицей государства, так и не смог достичь своего прежнего величия. Западные и южные земли Древней Руси постепенно оказались под властью Литвы и  Польши, пытавшихся искоренить православие, насаждая католицизм и униатство. Постоянно терзаемая набегами, Русь долго ожидала своего избавления.  

Но пришло время исполниться пророческим словам одного из князей, убиенного татаро-монголами еще во время первого вторжения. Не пожелав отречься от христианской веры, он, принимая мучительную смерть, сказал: «Вы умрете, когда придет мера злодеяний ваших, и ни один не уйдет!» Северо-восточные княжества постепенно накопили силы, способные противостоять ордам чужеземцев. Этому способствовал тот факт, что монголы, убивая и порабощая население завоеванных стран, не касались их религиозных убеждений, испытывая мистический страх перед незнакомыми верованиями. 

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю русского народа, XIV век стал для него эпохой расцвета религиозной мысли. Тогда было основано большинство монастырей, укреплявших страну своим духовным руководством. Это время подарило русскому народу величайшего подвижника и заступника – преподобного Сергия Радонежского. Его духовная сила была настолько велика, что помогла сплотить разрозненные княжества, вдохнуть в людей уверенность в том, что они смогут  избавиться от власти непобедимых ордынцев.  

Не сразу пришло к русскому войску осознание своей силы. Первые успешные действия против кочевников перемежались со страшными поражениями. Молодой московский князь Дмитрий получил тяжелый урок, увидев как стотысячная русская дружина, забыв о бдительности и не очень веря в себя, была полностью уничтожена горсткой монголов. В том побоище спасся только отряд Пересвета. Почувствовав справедливость изречения «не в силе Бог, а в правде», князь обращается за духовным напутствием к Сергию Радонежскому, «игумену земли русской». Получив святое благословение преподобного Сергия, Дмитрий Донской и русская рать обрели невидимуюпомощь Божию, способную сокрушить любого врага. 

Победа на Куликовом поле стала началом освобождения  от многовекового ига. Из всех частей  Киевской Руси только северо-восточные земли,  подвластные Московскому княжеству, сохранили свою политическую и духовную независимость. Благодаря этому в последующем появилась возможность  для объединения в единое государство православных народов, составлявших некогда одно целое.

944 Клятва князя Пожарского.jpg 
Василий Нестеренко, "Клятва Князя Пожарского", 260х196 см, холст, масло, 2008 г. 

Картины, посвященные Смутному времени, занимают особое место среди исторических произведений Василия Нестеренко. Говорить языком истории о проблемах современной жизни – вот основная задача, стоящая перед художником в момент обращения к той или иной исторической теме. Близость причин, приведших к Смутному времени, опасностей и искушений, стоявших перед государством и народом России во время Смуты, и некоторых сложностей, через которые прошла и проходит новая Россия, отмечается многими нашими современниками. 

То, что русскому народу удалось миновать бездну Смутного времени и сохранить чистоту веры, целостность государства и национальную самобытность, говорит не только о силе духа наших предков, стойкости в уповании на Бога, самоотречении ради общего дела, но и является примером для нас, живущих в России спустя четыреста лет после трагедий начала XVII века.
Первое освободительное движение россиян против иноземных захватчиков возглавил выдающийся русский полководец Михаил Скопин-Шуйский. Потеряв своего вождя, отравленного предателями, первое русское ополчение, несмотря на героизм и самоотверженность, потерпело неудачу. Одним из героев первого противостояния стал Зарайский воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, тяжело раненый в боях с поляками на улицах Москвы. 
С большим трудом граждане России смогли собрать при помощи нижегородского купца Козьмы Минина второе ополчение. Военная власть над русским воинством была вручена едва оправившемуся от ранения князю Дмитрию Пожарскому в древнем русском городе Ярославле, где несколько месяцев простояло народное ополчение, собирая силы для освободительного похода на Москву.
На картине «Клятва князя Пожарского» изображен момент, когда князь во время Ярославского стояния молитвенно обращается к горним, то есть небесным, силам с просьбой о помощи в святом деле освобождения Русской земли. 

Полотно «Клятва князя Пожарского» было повторено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в технике мозаики и установлено в виде монумента в центре Ярославля в год тысячелетнего юбилея города. 

Молитва Сусанина, 270х200, холст, масло, 2009.jpg
Василий Нестеренко, "Молитва Сусанина", 270х200 см, холст, масло, 2009 г.

Картина повествует о событиях тяжелейшего для России Смутного времени. Этот исторический период начался со смерти царя Ивана Грозного и последующего воцарения Бориса Годунова. Слухи об убийстве сына Ивана Грозного царевича Димитрия навсегда запятнали имя Бориса Годунова. Его правление в начале XVII века было ознаменовано небывалыми раздорами и несчастьями. На смену Годунову пришла власть олигархов – Семибоярщина, в свою очередь сменившаяся правлением Самозванца, выдававшего себя за спасшегося царевича Димитрия. Ложь, пороки, измены привели к непрерывной череде больших и малых внутренних конфликтов, в результате которых гибли люди и подрывались основы государства. Постоянные неурожаи вызвали массовый голод, что многократно усилило внутригосударственные проблемы. 

Смутой тут же воспользовались соседние с Россией Польша и Швеция. Эти страны стали активно вмешиваться во внутренние дела России, такая политика быстро привела их к открытой военной интервенции. Особенную роль в Смутное время сыграла Польша. Пришедшие с Самозванцем в Москву польские войска захватили Кремль – сердце русского государства. Помимо этогов Россию вторглось большое польское войско под командованием гетмана Ходкевича, одного из лучших полководцев Европы.

Картина «Молитва Сусанина» посвящена последнему периоду Смутного времени. В начале 1613 года юный Михаил Романов готовился стать новым русским царем. Все слои населения России от высшей знати до последнего крестьянина связывали свои мечты о возрождении России с Михаилом Романовым – будущим основателем прославленной династии Российских Самодержцев. 

То было тяжелое, поистине смутное время. Большие и малые отряды поляков рыскали по всей России в поисках будущего царя, надеясь погубить его и тем самым еще больше разжечь пожар Смуты. Один из таких отрядов оказался совсем близко от Михаила Романова, заняв его родовое имение в Костромской земле – село Домнино. Старостой в этом селе и был Иван Сусанин. Поляки стали принуждать его выдать им царя. Сусанин сделал вид, что согласен показать место в лесу, где скрывается Михаил Романов. Польский отряд немедленно бросился на его поиски, взяв в качестве проводника Ивана Сусанина. Русский герой завел поляков в непроходимое болото, пожертвовав своей жизнью во имя спасения царя.

На картине изображен момент последней молитвы русского крестьянина. Враги уже начали подозревать своего проводника, еще несколько минут и, обезумев от ярости, что не могут добраться до будущего Самодержца, они казнят Сусанина. Что он чувствовал и чему молился в эти последние мгновения?! 

Легендарная личность простого крестьянина Ивана Осиповича Сусанина стала с тех пор в России символом самопожертвования.



Избавление от Смуты, 400х830, ъолст, масло, 2012.jpg
Василий Нестеренко, "Избавление от Смуты", 400х830 см, холст, масло, 2012 г. 

Монументальное полотно “Избавление от Смуты” было завершено Василием Нестеренко в 2012 году, в год 400-летия окончания Смуты на Руси. Эта  картина повествует о ключевом моменте в борьбе за освобождение Москвы и всей России от тяжелейшего Смутного времени. Сюжетом произведения стал подвиг народного героя, гражданина Козьмы Минина в битве с интервентами под стенами Кремля 24 августа (3 сентября) 1612 года. Шел третий день противостояния. Ополчение князя Дмитрия Пожарского было последним, что могла выставить изнывающая от многолетних распрей, стоящая на краю пропасти Россия. Князь Пожарский был очень удивлен тому, что Козьма Минин хотел еще раз атаковать интервентов, ибо летопись говорит о Минине, как о “не искусном в ратном деле человеке, но смелом в дерзновении”. Князь Пожарский дал Минину отряд из трехсот конных дворян, при которых состояли ополченцы и стрельцы. Нижегородский гражданин, сжимая в руке флаг князя Пожарского с изображением Спаса Нерукотворного и Архангела Гавриила, повел на врага ратников, призывавая в помощь небесные силы, с молитвой обращаясь к Казанскому образу Божией Матери, Сергию Радонежскому и Георгию Победеносцу, Димитрию Солунскому и Николаю Чудотворцу. Эти всадники во главе с Козьмой Мининым совершили подвиг подобно тремстам спартанцам и тремстам библейским воинам Иисуса Навина. В результате короткого боя произошло невозможное: семнадцатитысячное войско во главе с гетманом Ходкевичем, одним из лучших полководцев Европы, в мистическом ужасе бежало к Смоленску. Это позволило через полтора месяца взять Китай-город и Кремль. Это событие стало началом избавления России от Смуты. 

Подвиг Минина стал одним из судьбоносных событий в нашей истории.К сожалению, этот факт практически неизвестен в современной России, никто из художников прежде не брался за него. Уникальный сюжет потребовал уникального исполнения — изображенные в натуральную величину всадники, стрельцы и рыцари погружают нас в атмосферу XVII века. Картина выполнена в традициях русского и европейского реализма, вызывая ассоциации с классическими батальными произведениями. 

Русские всадники и ополченцы как бы выталкивают польских крылатых гусар за пределы картины. В этом скрыт символический смысл полотна. Избавление от Смуты не есть только избавление от интервентов – это прежде всего избавление от собственных грехов, это победа добра над злом. А место битвы – это не только историческое поле сражения, это душа каждого человека в не зависимости от того, когда он живет – сейчас или четыреста лет назад.
В наше время, полное противоречий, художник считает, что история может дать ответы на многие вопросы. Смутное время – неисчерпаемая кладовая для всестороненнего исследования российской государственности и национального характера.
День Народного Единства, один из важнейших российских праздников, отмечаемый в день Казанской иконы Божией Матери, напоминает нам о событиях Смутного времени. Тогда, в начале XVII века, все народы России, проявив единодушие, совершили подвиг, сохранив страну от внешних и внутренних угроз, показав всем последующим поколениям пример жертвенного служения на благо России. 


Гибель нашествия, 280х510, холст, масло, 2012.jpg 
 Василий Нестеренко, "Гибель нашествия", 280х510 см, холст, масло, 2012 г. 

Осенью 2012 года Василий Нестеренко закончил работу над монументальным полотном «Гибель Нашествия»,  носвященном 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Противостояние Российской Империи и Наполеоновской Франции началось задолго до Отечественной войны. С французскими войсками сражался великий русский полководец 
Александр Суворов в Альпах, выдающийся флотоводец Федор Ушаков – на Адриатике, русские войска принимали участие в битве при Аустерлице. В результате непрерывных войн французы поработили почти всю континентальную Европу, подчинив себе колоссальные ресурсы покоренных стран. 
24 июня 1812 года «Великая армия» Наполеона вторглась в пределы России, перейдя через Неман. Казалось, не будет конца пехотинцам, гусарам, кирасирам, артиллеристам, гвардейцам, одетым в блестящие разноцветные мундиры. Французы, итальянцы, австрийцы, немцы, баварцы, пруссаки, голландцы, бельгийцы, поляки – войска, собранные со всей Европы, смотрели с замиранием на своего кумира, по мановению руки которого рушились и создавались государства, приходила в движение гигантская военная машина. 700 000 человек насчитывала «Великая армия» летом 1812 года. 

Никогда еще со времен Смутного времени Россия не испытывала такой опасности. Император Александр I, вспоминая Смуту, призывал в своем Манифесте каждого россиянина уподобиться героям освободительной войны эпохи Смутного времени: каждого военного — князю Пожарскому, каждого гражданина — Минину, каждого духовного – Аврааму Палицыну. Весь народ поднялся на борьбу с Наполеоном. Были кровопролитные сражения, было Бородино, был пожар Москвы, было позорное отступление французов. Некогда лучшая армия мира получила сокрушительный отпор от русского воинства, сама природа России восстала против завоевателей. 
Жалкий вид имела «Великая армия», проходя по бесконечным заснеженным полям от Смоленска до Красного и Березины, от Ошмян до Вильно и Ковно. Наполеоновская армия таяла на глазах. Были случаи, когда целые дивизии замерзали насмерть за одну ночь. Армия преступников и мародеров бросила свою награбленную добычу, прилагая неимоверные усилия, чтобы поскорее унести ноги из столь негостеприимной для них земли. 

На картине «Гибель Нашествия» изображена сцена, которая повторялась изо дня в день в течение нескольких месяцев в конце 1812 года. Подобное происходило и в 1941 году под Москвой, и в 1942 году под Сталинградом, нечто похожее было и во время других войн. Все завоеватели России заканчивали приблизительно так, как показано на полотне Василия Нестеренко «Гибель Нашествия». Эта картина хотя и повествует о событиях 200-летней давности, но обращена к нашим современникам, это своего рода наглядное напоминание тем, кто не помнит или не хочет помнить уроки истории.

Гусарская баллада.jpg 
Василий Нестеренко, "Гусарская баллада", 170х240 см, холст, масло, 2003 г. 

Иногда художник еще более обогащает тематическую составляющую исторических натюрмортов, изображая в них фигуры людей. Картины "Гусарская баллада" и "Мечты о флоте" затруднительно отнести к тому или иному жанру. Их можно назвать и портретами, и натюрмортами, и даже историческими. Художник всегда достоверно воспроизводит военные атрибуты эпохи, которую изображает на полотне. Этому всегда предшествует тщательная работа по изучению материалов. А понимание связи времен, ощущение неразрывности течения истории вызывает в художнике непреодолимое желание сказать об этом зрителю на своих полотнах. 

Тема картины "Гусарская баллада" - отечественная война 1812 года. На заднем плане картина с изображением эпизода Бородинской битвы. В правой части - атрибуты русской армии времен наполеоновских войн: ружья кивера, знамена и гусарский ментик. В левой части изображен мальчик в форме ахтырского гусара, вынимающего из ножен тяжелую саблю. Это юный участник военно-патриотического клуба и видно, что он привычен к военной форме и к оружию. Мысли, которые возникают при взгляде на картину : мы знаем о том что нашу Родину не единожды хотели завоевать, но мы победили и не отдадим ее и впредь никому!

Мечты о флоте.jpg

Василий Нестеренко, "Мечты о море", 160х230 см, холст, мало, 1995 г.

В картине "Мечты о флоте" мы видим современного юнгу, держащего в руках модель знаменитого фрегата "Полтава". Модель гребной скампавеи соседствует с корабельным вымпелом Петровской эпохи и военно-морскими орденами Российской Империи и Советского Союза, разложенными на карте Кроншлота, крепости, основанной создптелем Российского флота. Действие картины происходит в Домике Петра I в Летнем саду, стены которого украшают гравюры с баталиями при Гангуте и Гренгаме. Через открытое окно виден большой противолодочный корабль, который некогда заходил вместе с другими судами советских ВМС в Неву в День военно-морского флота.


Отстоим Севастополь!.jpg

Василий Нестеренко, "Отстоим Севастополь!", 300х515 см, холст, масло, 2005 г.

Оборона Севастополя явилась главным событием Крымской, или Восточной, войны, оставив глубокий след в судьбах России и Европы, в исторической памяти воевавших стран. По количеству жертв, по обилию задействованных ресурсов, по числу стран, принявших прямое или косвенное участие в военном противостоянии, по планам глобального передела границ в Европе и Азии, Крымскую войну можно смело назвать предвестницей мировых войн ХХ века. Россия, последовательно отстаивавшая свои интересы во внешних и внутренних делах, мешала своим соседям. Франция, забыв 1812 год, фактически спровоцировала новую войну, добившись у властей Турции отмены права России на приоритет в Святых местах. Традиционно покровительствовавшая православному населению Османской империи, Россия теряла свои позиции на Ближнем Востоке. Согласно плану главы Британского кабинета министров лорда Пальмерстона, Российская империя должна была лишиться многих территорий в Европе и Азии. Однако союзные войска потерпели неудачу, осаждая Архангельск и Кронштадт, бесполезным оказался поход британской эскадры на Дальний Восток. в конечном итоге коалиция мировых держав сосредоточила свои усилия в Крыму, пытаясь овладеть Севастополем. Войска союзников существенно превосходили русскую армию по количеству и качеству вооружений. Парусный флот России, хотя и одержал славную победу в Синопском сражении, не мог противостоять паровым кораблям. Нарезного оружия и тяжелой артиллерии у русской армии было намного меньше, чем у неприятеля.  

Стратегические запасы пуль, пороха, ядер были израсходованы уже в первые месяцы обороны Севастополя. Вынужденная держать войска сразу на нескольких фронтах, Россия не могла выставить в Крыму достаточную по численности армию.
Чем же объясняется, что военные «успехи» союзников ограничились лишь взятием Малахова кургана и части Севастополя? Все планы европейских стран и Турции по разделу России разбились о стойкость русских солдат и матросов, удерживавших Севастополь в течение 349 дней. Огромные потери понесли русские войска. На редутах и бастионах города нашли свою смерть прославленные флотоводцы – Корнилов и Истомин. Адмирал Нахимов был смертельно ранен штуцерной пулей при штурме Малахова кургана. Новая история не знала столь кровопролитной и долгой обороны города, недаром Севастополь стали называть «новой Троей». Вся Россия узнала имена героев Крымской войны – инженера Тотлебена и матроса Кошки, хирурга Пирогова и сестры милосердия Даши Севастопольской. Лев Толстой участвовал в обороне города, оставив в «Севастопольских рассказах» картины жизни на бастионах осажденной крепости. 

Крымская война сохранилась в народной памяти. В одной из солдатских песен есть слова о том, что каждому «гостю» приготовлено по «свинцовому ореху и чугунному арбузу». Эти строки могли бы стать своеобразным предупреждением для желающих посягать на интересы России.
Работая над картиной «Отстоим Севастополь!», Василий Нестеренко понимал всю важность и своевременность этой темы. Ему удалось создать произведение, сильно воздействующее на современного зрителя. Можно поверить в то, что именно так происходило отражение одного из штурмов. Изображая трагическую сцену смерти юного офицера, художник стремился привлечь внимание зрителя к бесчеловечной жестокости войны, не разбирающей жертв. Трудно забыть выражения лиц матросов-артиллеристов, полных спокойной решимости поразить врага, отстоять бастион, защитить Россию.


400 Потомству в пример.jpg
Василий Нестеренко, ""Потомству в пример!", 110х150 см, холст, масло, 2008 г.

Исторические картины Василия Нестеренко знаменательны во многих отношениях. Во-первых у художника есть масштабные картины с изображением переломных моментов в истории России. Каждая из них изображает какое-либо живое действие или развивающееся событие. При этом каждый персонаж картины, обладая своим характером,  участвует в этом действии по-своему, по-разному реагирует на происходящее. Благодаря этому картины приобретают сложную, но очень продуманную композицию. В композиции нет ничего лишнего, каждый участник события занимает должное место, каждая деталь подчинена главному. 
А вторая особенность творчества Василия Нестеренко в области историческо-батального жанра - это наличие работ в, редком в наше время, жанре исторического натюрморта. Работы художника ка бы делятся на две категории: жанровые и исторические. Для создания работ в жанре исторического натюрморта художник пристально изучает материальные свидетельства героических страниц истории России и посвящает их победам русской армии и флота.
Исторические натюрморты Василия Нестеренко примыкают к его батальным картинам. Изображенные на них предметы – из тех же времен и событий, что запечатлены в исторических полотнах.Картина «Потомству в пример!» повествует о Пицундском сражении русского флота.
  

Наша слава - Русская держава!.jpg

Василий Нестеренко, "Наша слава - Русская держава!", 100х150 см, холст, масло, 2005 г.

Картина посвящена русскому оружию XIX века, напоминая о сражениях с французами и турками, о славных временах взятия Карса и обороны Севастополя.

Жанровое разнообразие помогает художнику всегда находиться в состоянии поиска, свободно переключаться с одной темы на другую, постоянно ставить перед собой новые творческие задачи и в тематике произведений, и в характере их исполнения.


Храбрые-бессмертны!

Василий Нестеренко, "Портрет Генералиссимуса графа А. В. Суворова-Рымникского, князь Италийский ", 130х75 см, холст, масло, 2007 г. 


Портрет Генералиссимуса графа А. В. Суворова-Рымникского, князь Италийский

Василий Нестеренко, "Храбрые - бессмертны!", 110х150 см, холст, масло, 1995 г. 

Великий русский полководец Александр Суворов любил повторять слова Петра I: «Мы — русские, с нами Бог!» Только когда с нами Бог, тогда и победа будет за нами!


С нами Бог!
Василий Нестеренко, "С нами Бог!", 100х140 см, холст, масло, 2014 г.



“Мы- Русские, с нами Бог!”, 270х500, 2015.jpg
Василий Нестеренко, "Мы  - Русские, с нами Бог!", 270х500 см, холст, масло, 2015 г.

Эти слова в полной мере относятся ко многим сражениям Первой Мировой. Было время, когда эту войну называли и Великой, и Отечественной. Та, прежняя, Россия в Первой Мировой войне явила не только примеры патриотизма, стойкости и массового героизма, но и достигла вершины своего духовного развития, а подвиг Христолюбивого русского воинства — яркое тому подтверждение. 

Сюжетом картины Народного художника России Василия Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!» стал беспрецедентный подвиг защитников крепости Осовец. Эта крепость была построена на границе с Польшей для прикрытия коридора между Неманом и Вислой, где пролегал кратчайший путь из Восточной Пруссии в Россию. Гарнизон крепости был невелик, но обойти Осовец было невозможно, поэтому немцы стянули большие силы, чтобы овладеть крепостью. Первый штурм был в сентябре 1914 года и длился несколько дней. После сентябрьской неудачи немцы долго готовились к новому нападению — слишком нужен был им Осовец, за которым лежали Белосток, Гродно, Минск. Второй раз немцы подступили к крепости в январе 1915 года, а штурм последовал в феврале и продолжался около месяца. Немцы применяли сверхтяжелые орудия циклопических размеров. Орудия калибра 203 мм, осадные мортиры «Шкода» калибра 305 мм и, наконец, «Большие Берты» калибром 420 мм, оставлявшие воронку диаметром 15 метров, огонь велся залпами по 360 снарядов, а сверху крепость бомбили аэропланы. После февральского штурма на территории крепости насчитывалось более 30 тысяч воронок. Генеральный штаб, полагая, что требует невозможного, просил защитников продержаться хотя бы 48 часов. Мысль, что крепость выстоит еще полгода, в общей сложности 190 дней с начала осады, никому не приходила в голову. 

Весной 1915 года немцы начали крупномасштабное наступление. Русский фронт был прорван в Прибалтике, в Галиции — а Осовец держался. 6 августа (24 июля по старому стилю) начался третий штурм. Десять дней немцы ждали ветра в нужном направлении, установив несколько тысяч баллонов с отравляющим газом. Ядовитая волна шириной 8 километров проникла на 20 километров вглубь. «Все живое было отравлено насмерть, вся зелень была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели», — вспоминал участник обороны Осовца. После газовой атаки немцы открыли ураганный огонь из тяжелых орудий. \

По приказу генерала Людендорфа четырнадцать батальонов 8-ой армии общей численностью более 7 тысяч человек двинулись на зачистку крепости. Снабженные противогазовыми масками, вооруженные дубинками с гвоздями для добивания русских, солдаты ландвера браво маршировали в клубах хлорного дыма. Каково же было их изумление, когда из этого ада на них обрушилась контратакующая русская пехота — остатки 13-й роты 226-го Землянского полка и гарнизона крепости, чуть больше 60 человек, обмотанные тряпками, сотрясаясь от ужасающего кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленную форму. Шок у немцев сменился паническим ужасом. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка. Ничего подобного военное искусство не знало. Это сражение вошло в историю как «атака мертвецов».
В русских периодических изданиях за 1915 год можно было найти такие строки: «Что готовит нам «просвещенная Европа»? Удушливые газы, этот поистине Каинов дым, дубинки для добивания отравленных русских воинов. Культурные варвары!». 

Подобные варварские методы использовала «просвещенная Европа» по отношению к нам и во время Второй Мировой войны. Просвещенный демократический Запад молчит, когда и сегодня, почти в тех же местах, используются запрещенные виды оружия по отношению к мирному населению. Одно слово — «культурные варвары»!
Но мы — русские, и с нами Бог! А если так, то наше дело правое, значит и враг всегда будет разбит, и победа всегда будет за нами!

Заступница земли Русской б.jpg
Василий Нестеренко, "Небесная заступница Земли Русской", 280х560 см, холст, масло, 2017 г. 


В первые дни Великой войны 1914-1918 гг. в послании Святейшего Синода к народу и воинам России прозвучали слова: «Всемогущему Богу угодно было ниспослать Отечеству нашему  новую годину тяжкого испытания. Ныне Россия нежданно вовлечена в брань с врагами. Предстоит защищать не только братьев наших по вере, но и постоять за славу нашего царя, за честь и величие Родины. Воины русские, грядите с Богом на поле брани. Да увенчает Господь оружие ваше победою!». 

«Да благословит Господь Вседержитель наше и союзное нам оружие и да поднимется вся Россия на ратный подвиг с железом в руках, с крестом в сердце» — звучали слова Царского Манифеста 28 июля 1914 года, обращенные к народам России. 

Как и в былые времена победа над сильным демоническим врагом начиналась с победы духовной, с благословения Русской Православной Церкви, с горячих молитв старцев, с материнского напутствия уходящих на войну сыновей. За победу русского оружия над силами мирового зла, как и сотни лет назад, молился весь христианский и славянский мир. Да и сама война воспринималась народом, как праведная война — за Веру Православную, Матерь Святую Церковь и Отечество. Война всколыхнула весь уклад русской жизни: произошло духовное пробуждение народа, снова воспламенилась в душах угасшая, казалось, вера, храмы наполнились народом, люди обратились к героической истории России, 
чудотворным иконам и православным святыням. «Грянул гром — и широким крестом перекрестилась Русь!» — говорили современники.
Печатные издания, солдатские рассказы и письма с фронта свидетельствовали о случаях небесной помощи, чудесных знамениях и милости Божией к христолюбивому воинству России. Среди них — многочисленные сообщения о сияющем на небе кресте и чудесной помощи Архистратига Михаила, Сергия Радонежского и Николая Угодника. Сохранились невыдуманные истории о силе горячей молитвы, родительского благословения, помощи дедовских нательных крестов и образков времен обороны Севастополя и Русско-турецких войн, которые спасали воинов от пуль, осколков и неминуемой гибели.
Почитание Божией Матери — одно из ярких проявлений русского православного благочестия. С давних времен народ верил, что Русь находится под Покровом Богородицы. Она помогала русским воинам в многочисленных сражениях и войнах с половцами и волжскими булгарами, татаро-монголами и крымской ордой, шведами и поляками, австро-венграми и французами, турками и кавказскими горцами, немцами и японцами. Чудотворные образы Богоматери были для воинов-ратников отрадой и утешением, источником героизма и мужества в Куликовской битве, Полтавской баталии, Бородинском сражении, Сталинградской и Курской битвах. 
Боевые стяги, церковные хоругви и полковые знамена с ликом Богородицы находились в русских войсках, ополчениях и боевых дружинах Александра Невского и Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Ивана Грозного, Минина и Пожарского, Петра Великого и Румянцева, Суворова и Кутузова, Ермолова и Скобелева.

В годы Первой Мировой Войны чудотворные иконы Богородицы — Почаевская, Тихвинская, Иверская, Владимирская, Казанская и другие образы — благославляли уходящие на фронт войска, участвовали в крестных ходах и военных парадах, находились в действующей армии и Ставке Верховного Главнокомандующего. Образы Богородицы укрепляли дух воинов и ратных вождей, общенациональные святыни благословляли русский народ на победы и военные подвиги.

Оружие победы
Василий Нестеренко, "Оружие Победы" , 100х150 см, холст, масло, 2005 г.


4_Письмо недругам России, холст, масло.jpg
Василий Нестеренко, "Письмо недругам России", 270х500 см, холст, масло, 2017 г.

Батальные произведения Василия Нестеренко охватывают почти все периоды богатейшей русской истории. До недавнего времени исключение составлял лишь современный этап. Идея дополнить свои работы картинами о сегодняшнем дне Вооруженных сил России давно привлекала Василия Нестеренко.
Благодаря всемерной поддержке, Василию Нестеренко удалось встретиться со многими российскими солдатами и офицерами, находившимися на переднем крае борьбы с терроризмом в Сирийской арабской республике. 
Василий Нестеренко так вспоминает о своем пребывании в Сирии: «Наша армия, наши доблестные воины – и офицеры, и рядовые различных родов войск – все это одна большая дружная семья. В армии очень жесткая дисциплина, все не просто подтянуты, а предельно собраны. Но даже в таких условиях есть место для проявления самых теплых, дружеских чувств».
Собирая материал для задуманной картины, он пишет с натуры бронетехнику в Тадморе и дозорных на дальнем сторожевом посту, делает многочисленные зарисовки.

Созданная им на основе натурных впечатлений картина «Письмо недругам России» вбирает в себя творчески переосмысленные великие реалистические традиции отечественной исторической живописи. В памяти живо возникают прототипы и образы замечательных картин Ильи Репина и Юрия Непринцева, между временем создания которых более полувека. Событие, которому посвящено полотно Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», происходило в XVII веке, а карти-
на Непринцева «После боя», композиционно напоминающая мизансцену Репина, отсылает нас
к периоду Великой Отечественной войны. 

Эта связь с истоками подчеркнута Нестеренко в композиционной структуре картины, в тщательной, психологической, эмоциональной  прорисовке характеров и настроения действующих лиц, наконец, в самой образной драматургии, концептуальной идее «Письма недругам России». Все жанровые составляющие содержательной ткани произведения написаны в соответствии с высокими законами классической, исторической живописи, вплоть до детального воспроизведения военной атрибутики и особенностей ландшафта.

Герои картины Василия Нестеренко – наши современники, солдаты и офицеры Российской армии, граждане России, сыны Отечества. Это люди верные присяге, патриоты, дети разных народов нашей многонациональной Родины.
Яркость и многогранность портретных характеристик, выразительность поз и движений придают произведению особую образную достоверность и эмоциональную убедительность. Колористическая гамма, пластическая выразительность и свето-воздушная среда создают впечатление необыкновенного душевного подъема и веры в непреходящую силу и мужество ратников России.

В картине немало деталей, подчеркивающих преемственность с великимиподвигаминашихпредков.Такнапоблескивающемметаллеяснопрочитываетсянадпись – «По ИГИЛУ», напоминающая о героическихстраницахВеликойОтечественнойвойны 1941–1945 годов, когда на реактивных снарядах «катюш», готовых к последнему решающему бою с фашизмом, было начертано – «ПоРейхстагу».Подобныештрихиявляютсяважнымдополнением, входящим в философскийконтекстсюжетнойфабулыкартины, посвященнойнашимсоотечественникам, с честьювыполнявшимсвойпатриотический и интернациональный долг в борьбе с международным терроризмом
на древнейземлеСирии.

    Непокоренный (2).jpg

Василий Нестеренко, «Непокоренный», 250х170 см, холст, масло, 2005 г.

Тема Великой Отечественной войны стала основной в литературе и искусстве в послевоенное время, в 50-е и 60-е годы и продолжала вдохновлять многих советских писателей 
и художников в последующие десятилетия. Казалось бы, о войне все уже сказано, написано, нарисовано и не осталось ни одного сюжета, который бы так или иначе не был использован.
Но пришли новые времена. Во всем мире стали активно переписывать историю Второй мировой войны. И уже непонятно, кто агрессор, а кто жертва, кто только слегка поучаствовал в 
войне, а кто вынес на своих плечах все ее тяготы, заплатив чудовищную цену, приближая Победу. Военное поколение и так не было избаловано судьбой, а теперь перед немногими 
оставшимися в живых ветеранами неожиданно встают все новые и новые сложности и проблемы.
Василий Нестеренко создал картину «Непокоренный» к юбилейной выставке, организованной Союзом художников России и посвященной 60-летию Победы. Обдумывая замысел работы, художник понимал, что, хотя о войне многое сказано, новая эпоха принесла новое прочтение этой темы. Своей картиной художник хотел показать несогласие со многими процессами 
в обществе, выразить протест против несправедливости по отношению к тем, кому мы обязаны жизнью, стремился морально поддержать ветеранов.
На картине изображен гвардии главный старшина Юрий Александрович Фомичев. Оказавшись в самом начале войны на Дальнем Востоке, он, будучи юнгой на корабле «Метель», записался добровольцем на фронт. Попав в морскую пехоту, Фомичев прошел с боями всю войну – участвовал в битве под Москвой и в обороне Сталинграда, был ранен на «Невском пятачке» под Ленинградом, сражался в битве на Курской дуге, принимал участие в форсировании Днепра. Дойдя до Восточной Пруссии, войну с немцами закончил под Кенигсбергом. А затем, вновь оказавшись на Дальнем Востоке, учавствовал в боях с японской Квантунской армией. 
Поистине впечатляющий боевой путь можно проследить по наградам на груди настоящего героя. Ветеран находился в строю до самого конца: писал стихи и воспоминания, стал автором 
гимна морской пехоты.
Героическое поколение выстояло во время войны, не сломлено оно и теперь, показывая молодежи пример служения Отечеству.


Оружие победы
Василий Нестеренко, "Свидетели Победы", 70х100 см, холст, масло, 2012 г.


Василий Нестеренко, Сестра милосердия, 250х170, 2010.jpg

Василий Нестеренко, "Сестра милосердия", 250х170 см, холст, масло, 2010 г.

Великая Отечественная война стала постепенно забываться. Современное поколение, к сожалению, мало интересуется историей. Все меньше становится очевидцев и участников страшной войны, в очередной раз поставившей нашу страну на край гибели. Если во время Крымской войны Россия потеряла только половину Севастополя, то в 1941 году страна лишилась не только всего Крыма, Украины и Белоруссии, но и почти всей Европейской части России. Враг стоял под Москвой. Мы должны благодарить героическое поколение военных лет за то, что они выстояли в страшных испытаниях, пережили голод, сумели восстановить страну, поднять ее из руин. Десятки миллионов людей не дожили до Победы, еще больше было искалеченных судеб. На каждой семье сказались страшные последствия великой войны. Но многие познали и радость Победы, атмосферу всеобщих надежд в послевоенные годы. Несмотря на все трудности того времени, 
люди испытывали счастье от того, что могут жить и работать под мирным небом. Советские люди были благодарны фронтовикам за то, что они своим ратным подвигом спасли страну. Ветераны войны на всей территории нашей страны всегда были окружены почетом. Война сплотила народ, о ней постоянно вспоминали, соотносили свою жизнь с военным временем, искренне радуясь любым переменам к лучшему. Триптих «Эхо прошедшей войны» свидетельствует о нашем отношении к истории Великой Отечественной Войны и к судьбам ветеранов. На картине «Непокоренный» изображен гвардии главный старшина Ю.А.Фомичев. В составе отряда морской пехоты он участвовал в битве под Москвой, сражался на «Невском пятачке» и под Сталинградом, участвовал в битве на Курской дуге и в форсировании Днепра, войну с немцами завершил в Кенигсберге, затем, после тяжелого ранения, был отправлен на Дальний Восток, где воевал с японской Квантунской армией в Китае. Впечатляющий боевой путь соответствует внешности героя. Можно смело сказать, что эта картина стала одним из символов Великой Отечественной Войны в современном прочтении. 
Вторая картина триптиха «Сестра милосердия» изображает Л.П.Бушуеву, также прошедшую всю войну и также закончившую свой военный путь в Кенигсберге. Это женский взгляд на войну, это воспоминания человека, отдававшего все свои силы спасению чужих жизней.