Храм Христа Спасителя

В 1999 году Василий Нестеренко становится участником работ по восстановлению художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат воссозданные монументальные росписи на стенах Храма, четыре иконы Богородичного цикла и плащаница, цикл картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной, роспись в Аваназале Зала Церковных Соборов.

     Четыре колоссальные росписи предстояло воссоздать Василию Нестеренко. Росписи «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» – располагаются в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев. 

    В XIX веке Храм Христа Спасителя расписывали в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы художники могли посмотреть снизу как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами. Сейчас не было такой возможности – и художники, и скульпторы, и строители спешили все завершить к 2000-летию Рождества Христова. Таким образом, работа над росписями потребовала огромных усилий. Для Василия Нестеренко задача усложнялась тем, что у него был не один сюжет, а сразу четыре, и тем, что он работал без помощников. Это была уникальная ситуация во время воссоздания Храма. Кроме Нестеренко никто не работал в одиночку над подобными сюжетами. Как правило, расписывали бригадами по пять-шесть, а то и по двенадцать художников в каждой. С тех пор прошло немало лет, сейчас трудно представить, как мог Василий выдерживать такую нагрузку – одновременно работать над всеми четырьмя сюжетами, переходя по лесам из одной части Храма в другую.

(С) профессор, академик РАХ  Д.О. Швидковский, "Василий Нестеренко. Живопись."

 За работой ХХС

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя 

956 Voskresenie Hristovo Svyatoj Apostol i Evangelist Matfej.jpg
"Воскресение Христово", "Св. Апостол и евангелист Матфей" 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Роспись северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

Врскресение, Фрагмент

Воскресение Христово, фрагмент центральной части росписи

Матфей

Св. Апостол  и Евангелист Матфей, 550х450 см, масло, 1999 г.


Крещение, ХСС

Крещение Господне, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя


Вход господень

Вход Господень во Иерусалим, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя


Вход

Вход Господень во Иерусалим. Фрагмент центральной части росписи

Завершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года явилось окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. в канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения господня, состоялось Великое освящение. К радости миллионов верующих, в Храме Христа Спасителя  возобновились богослужения. Между тем процесс воссоздания внутреннего убранства Храма продолжался, поскольку оставались некоторые детали интерьеров, которые еще предстояло восстановить. Написание серии картин для Патриаршей трапезной  на евангельские сюжеты  стала следующей работой Василия Нестеренко для Храма Христа Спасителя. Хотя для художника работа началась немного раньше, в 1997 году, написанием картины "Тайная вечеря" в 1997 году, которая была передана Храму в дар Правительством Москвы в 1998 году.


Тайная Вечеря ХСС

 Тайная вечеря, 300х400 см, холст, масло, 1997 г.

Чудесное умножение хлебов ХХС
Чудесное умножение хлебов, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.


Умножение хлебов . Фрагмент

Чудесное умножение хлебов, фрагмент


Чудесный улов ХХС
Чудесный улов, 300х400 см, холст, масло, 2000 г.

251 Брак в Кане Галлилейской.jpg

 Брак в Кане Галилейской, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.

Христос и Самарянка
Христос и самарянка, 300х204 см, холст, масло, 2000 г.


Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86, дерево, масло, 20002.jpg

Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86 см, дерево, масло, 2002 г.

В каждом православном храме есть своя плащаница, которая согласно древнему благочестивому обычаю Вселенской Церкви один раз в год выносится на середину храма для оплакивания и поклонения. Была плащаница и в Храме Христа Спасителя. До наших дней дошло ее изображение, выполненное фотографической фирмой "Грибов и К" в конце XIX века. Плащаница была написана на доске в академической манере. 
Священники вновь воссозданнго Храма Христа Спасителя  Предложили В.И. Нестеренко написать плащаницу - образ положенного во гроб Спасителя. Размер иконы точно соответствует ширине престола в алтаре Храма. При работе над плащаницей художник основывался на оригинале XIX века. По благословению протоиерея Михаила Рязанцева во время Великого поста 2002 года выполнил работу на плащаницей для Храма Христа Спасителя. Плащаница явилась даром художника Храму, работа над ней была завершена к Страстной седмице.

В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных пристенных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы "Рождество пресвятой Богородицы" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы "Благовещение Пресвятой Богородице" и "Успение Пресвятой Богородицы". Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году. Сложную и ответственную работу по воссозданию икон Богородичного цикла Комиссия по художественному убранству во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием решила предложить Василию Нестеренко. 

Первоначально автором этих композиций был профессор Российской Императорской академии художеств Ф.А. Бронников. До наших дней дошли черно-белые репродукции его работ. Съемки производились в разных режимах двумя фотографическими фирмами, что позволило довольно ясно представить как выглядели оригиналы.


225 Rojdestvo Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

Икона "Рождество Пресвятой Богородицы", 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

228 Vvedenie vo hram Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

Икона "Введение во храм Пресвятой Богородицы", 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.


231 Blagoveschenie Presviatoi Bogorodize CMYK.jpg

Икона "Благовещение Пресвятой Богородице", 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.


234 Uspenie Presviatoi Bogorodizi CMYK.jpg

Икона "Успение Пресвятой Богородицы", 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.

Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, Василий Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. В.И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А.И. Павловой, возглавив творческий коллектив. Орнаментальная часть росписей была сделана бригадой художников-орнаметалистов. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды 20 православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василий Нестеренко, в свою очередь, создал 10 изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.


249 Sviato-Troizkaia Sergieva Lavra Avanzal_3 CMYK.jpg

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.


255 Serafimo-Diveevskii monastir Avanzal_2 CMYK New.jpg

Серафимо-Дивеевский монастырь 240х220х120 см, масло, 2000 г.

250 Kievo-Pe4erskaia Lavra Avanzal_7 CMYK.jpg

Киево-Печерская Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.