Виртуальная выставка "Русь моя православная!"
15.01.2018 - 28.02.2018
Количество изображений- 40 шт.
(использован текст доктора искусствоведения, профессора Д.О. Швидковского)        

      Важнейшей вехой в жизни и творчестве Василия Нестеренко стала работа по восстановлению росписей в Храме Христа Спасителя. Это колоссальная по объему и мере ответственности задача была дана художнику, как он считает сам, по Божьему промыслу. Только с помощью высших сил можно было решиться взяться за такую задачу и успешно ее выполнить.    Перед началом росписи Храма Христа Спасителя Василий Нестеренко завершил работу над иконой «Образ Божией Матери Нечаянная Радость» и картиной «Распятие». Еще будучи студентом художник внимательно изучал картины на сюжет Распятия, созданные великими испанскими мастерами: Диего Веласкесом, Франческо Сурбараном и Алонсо Кано. И вот, наконец Василий Нестеренко почувствовал, что может сам взяться за работу, посвященную изображению самого страшного события в истории человечества. 

     Картина Василия Нестеренко, безусловно, несет на себе печать традиционного подхода к решению темы Распятия, но, с другой стороны, ясно видна его творческая индивидуальность в трактовке этого сюжета. Художник считает, что картины, изображающие события Евангелия, должны выглядеть современными, быть близкими для людей нашего времени. Каждый человек должен пережить Евангельскую историю в своей душе.

194 Распятие.jpg
Василий Нестеренко, «Распятие», 300х200 см, холст, масло, 1999 г.

   Распятие – одна из самых сложных тем в искусстве.По признанию Василия Нестеренко, для него наиболее ответственными и сложными в исполнении стали полотно «Распятие» и икона с изображением Плащаницы. Посвященная самому трагическому событию евангельской истории, картина «Распятие» построена на контрастных сочетаниях тона. Фигура Иисуса Христа скульптурно выделяется светлым силуэтом на фоне померкшего неба с редкими сполохами и красноватым заревом над Иерусалимом, символизирующим всю Землю, над которой вознесся животворящий крест с      Господом, распятым во искупление грехов мира.
    Работа над картиной «Распятие» совпала по времени с бомбардировками Сербии, и многие из первых зрителей этого произведения увидели в образе Иерусалима, изображенного в нижней части холста, намек на современную эпоху.


      Любование красотой русской природы помогает художнику полнее раскрыть духовную глубину русского человека.
     Православным духом проникнута серия картин «Времена года». Четыре монументальных пейзажа: «Зима в Троице-Сергиевой Лавре», «Весна на Афоне», «Лето в Гефсиманском саду» и «Осень в Печорах» - не просто изображают времена года - это полотна, на которых почитаемые русскими людьми места. В них природа соединяется с древней архитектурой в единое целое, вовлекая зрителей в особый духовный мир, который почувствовал художник, посещая святые православные обители. 
     Этот цикл является ярким примером обращения художника  к теме природы, искреннего любования ее красками. Времена года вдохновляли великих музыкантов прошлого, между тем в искусстве живописи известно не так много произведений, объединенных этой темой. Василий Нестеренко решил не просто проследить характерные особенности состояний природы, присущие каждому из четырех времен года, но и соединить их с изображениями православной архитектуры, попытаться проследить духовную связь между природой и человеком.

Времена года. Осень в Печорх.jpg
Василий Нестеренко, «Времена года. Осень в Печорах », 140х180 см, холст, масло, 1996 г.
      На картинах цикла показаны дорогие сердцам всех христиан места. Каждая из четырех обителей, изображенных в этой серии полотен, ассоциируется, по мнению художника, с определенным временем года:  Святая Горка в Псково-Печерском монастыре наиболее живописна осенью, между праздниками Успения и Покрова Богородицы. 
Времена года. Лето в Гефсиманском саду.jpg
Василий Нестеренко, «Времена года. Лето в Гефсиманском саду», 140х180 см, холст, масло, 1996 г.
       Деревья в Гефсиманском саду, где расположена обитель Марии Магдалины, никогда не теряют листвы, напоминая о вечной красоте Небесного Иерусалима - изображены в летнюю пору. 

Времена года. Зима в Троице-Сергиевской лавре..jpg
Василий Нестеренко, «Времена года.Зима в Троице-Сергиевой Лавре», 140х180 см, холст, масло, 1995г.
        Состояние природы в морозный зимний день наиболее характерно для образа русской земли и ее духовного центра - Троице-Сергиевой Лавры.

Времена года. Весна на Афоне.jpg
Василий Нестеренко, «Времена года. Весна на Афоне», 140х180 см, холст, масло, 1996 г.
          Окрестности Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне красивее всего весной, когда распускаются первые цветы.

     Икона «Образ Божией Матери Нечаянная Радость» была впервые представлена весной 1999 г. на персональной выставке художника в Новом Манеже в Москве. Сразу после окончания выставки живописец приступил к ответственнейшей работе по восстановлению росписей в Храме Христа Спасителя. 
    Создавая работы для Церкви, Василий Нестеренко, как правило, придерживается академического направления. Но иногда можно проследить интерес художника к иконописным традициям, что заметно в художественном решении иконы «Образ Божией Матери Нечаянная Радость». Икона посвящена теме греха и покаяния. Увидев последствия своих неправедных поступков, грешник, показанный на иконе, приносит искреннее покаяние, чем и вызывает нечаянную радость Пресвятой Богородицы.Композиция этого сюжета состоит из двух частей: образа Богородицы с Младенцем и грешника, коленопреклоненно стоящего перед ним. Основываясь на иконографии чудотворной иконы из Марьиной Рощи, созданной в XIX веке, художник придал изображению грешника современные черты, а образ Божией Матери с Младенцем решил в древнерусском стиле.



184 Образ Божьей Матери Нечаянная Радость. Киот.jpg
Василий Нестеренко,«Образ Божией Матери «Нечаянная Радость»(Эскиз иконы с киотом), 84х50 см, бумага, акварель, 1998 г.

      Четырехметровый киот иконы также проектировался Василием Нестеренко. Икона находится в Храме Святой Великомученицы Ирины в Покровском, г. Москва. 

185 Образ Божьей Матери Нечаянная Радость.jpg
Василий Нестеренко, «Образ Божией Матери «Нечаянная Радость» (икона с киотом), 160х110 см, дерево, масло, позолота,  1999 г.
       Объяснение этого сюжета заключено в тексте, помещенном в нижней части иконы. Некий грешник, идя на замышленное злое дело, обращается с молитвенной просьбой к Богородице. Неожиданно он замечает, что у Младенца «в руках, в ногах и в боку отверзошася язвы и течаша кровь потоками». Пораженный этим страшным видением, грешник восклицает: «Кто сие сотворил?» на что получает ответ: «Ты и прочие грешники грехами своими». Последовавшее за этим покаяние стало нечаянной радостью Пресвятой Богородицы. в церковном толковании говорится о том, что мы, грешные люди, своими грехами уязвляем и распинаем невинного Младенца. Икона призывает к осознанию своих грехов, к искреннему покаянию.___________________________________________

    Многие произведения Василия Нестеренко, в которых изображена природа, нередко можно отнести не к пейзажной, а к духовной живописи. Воспитанный на лучших примерах отечественного реалистического искусства, сформировавшегося в тесной связи с православным миропониманием, он многое почерпнул в картинах русских художников старой школы. Большинство из них могли вложить духовное содержание не только в произведения на религиозные сюжеты, но и в жанровые картины и даже в небольшие этюды. Проникновенные по настроению, разнообразные по композиционному решению и живописному исполнению, пейзажи Василия Нестеренко выполнены именно в  лучших традициях русской живописной школы, хотя для многих пейзажей мастера характерен новаторский подход к композиции, интерес к изображению необычных состояний природы, способных надолго запомниться зрителю своей выразительностью.


Белая ночь.jpg

Василий Нестеренко, «Белые ночи. Великий Устюг», 50х70 см, холст, масло, 1988 г.
      Особенное место в пейзажных работах художника занимают сюжеты о родной земле, навеянные первозданной красотой ее полей и лесов, поэзией старинных городов, древних храмов и монастырей. Художник создал немало вдохновенных полотен, повествующих о русской природе. Многие из них исполнены глубоким содержанием и призывают к философским размышлениям. 

Берег Сухоны.jpg
Василий Нестеренко, «Сухона близ великого Устюга », 50х82 см, картон, масло, 1998 г. 
      Живописец каждый раз находит особенные художественные средства для передачи на холсте всего многообразия сюжетов, которые дарит нам природа. 

183 Вид на деревню Малы под Изборском.jpg

Василий Нестеренко, «Вид на деревню Малы под Изборском », 70х140 см, холст, масло, 1995 г.
      Широкие движения кисти в одной работе могут конрастировать с тонкой обработкой живописной поверхности в другой. Иногда разные приемы письма, вызванные, например, противопоставлением переднего и дальнего планов, освещенных и затененных мест, могут присутствовать на одном полотне. 

193 Valaam CMYK.jpg
Василий Нестеренко, «Валаам», 150х110 см, холст, масло, 1999 г.

281 Utrenniy tuman CMYK.jpg
Василий Нестеренко, «Утренний туман», 80х120 см, холст, масло, 1995 г.

      Мастер стремится передать богатство природы, проследить ее изменчивость, когда из-за неожиданного освещения пейзаж может внезапно преобразиться, вызывая совершенно новое настроение.

013 Студеный закат , 60х90, холст, масло, 2003.jpg
Василий Нестеренко, «Студеный закат», 60х90 см, холст, масло, 2003 г.

     Иногда пейзаж может буквально ошеломить неожиданным освещением или вдруг открывшейся перспективой. Непривычные проявления природы, сильно воздействующие на человека привлекают Василия Нестеренко. Кроваво-красное зимнее небо в картине "Студеный закат" может навеять мысли о чем то апокалипсическом или бренности бытия, а возможно просто порадоваться тишине  и покою, возможности мирно провести зимний вечер в теплом уютном доме среди родных и близких людей.
    Василий Нестеренко много работает в портретной живописи. Ему часто удается не только передать сходство, но и заглянуть в душу модели, создать целую композицию, часто выходящую за рамки простого портрета. Особое внимание привлекают женские образы. Их объединяет атмосфера чистоты и красоты внутреннего мира портретируемых.

За рукоделием.jpg
Василий Нестеренко, «За рукоделием», 100х80 см, холст, масло, 1996 г.

     Образ современной девушки в старинном русском сарафане с пяльцами в руках дарит нам ощущение тепла и уюта, надежности и покоя, однако чувствуешь силу ее характера, такого русского и родного.И немного ощущаешь колорит прошлого, когда зимними студеными вечерами за песней женщины занимались ремеслами и рукоделием.

200 Вид на Кремль со Старой площади.jpg

Василий Нестеренко, «Вид на Кремль со Старой площади», 150х200 см, холст, масло, 1998 г.

     Важное место среди пейзажей Василия Нестеренко занимают городские виды. Художник писал Венецию и Флоренцию, Лондон и Париж, Кордову и Севилью, Гранаду и Толедо, но ближе всего для художника виды любимой ему Москвы. Картина "Вид на Кремль со Старой площади" - это образ новой  и одновременно древней столицы с башнями и церквями, с кр ышами, покрытыми снегом, с православными крестами. 

кто это.jpg
Василий Нестеренко, «Святитель Тихон», 110х90 см, холст, масло, 2001 г.

     Портрет архиепископа Североамериканского и алеутского Тихона, занимавшего эту кафедру в конце ХIX века и ставшего в последствии Патриархом Московским и всея Руси Нестеренко написал по просьбе Американского представительства Русской Православной Церкви.Святитель Тихон, приняв мученическую кончину, был причислен к лику святых.

Возрождение Патриаршества (Картина для Зала Высшего Церковного Совета Русской Православной Це 200х300, холст, масло, 2011.jpg
Василий Нестеренко, «Возрождение Патриаршества», картина для Зала Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, 200х2300 см, холст, масло, 2011 г.

      10 ноября 1917 года по новому стилю стал для России и Русской Церкви особым днем. С одной стороны, ровно 100 лет назад, именно в эти часы в самом сердце Третьего Рима - Московском Кремле - лилась кровь. С другой - в то же самое время определялась судьба Русской Церкви: Всероссийский Поместный Собор принимал решение о возрождении, впервые после эпохи западнических петровских реформ, Московского Патриаршества.Святейшим Патриархом был избран святитель Тихон (Беллавин). И это стало зримым символом того, что православный народ обрел своего земного заступника. На фоне революционной трагедии возродилась традиционная русская церковность.

С нами Бог!

Василий Нестеренко, «С нами Бог!», 100х140 см, холст, масло, 2014 г. 

      Василий Нестеренко придумал новый вид натюрморта - исторический. Его натюрморты примыкают к его историческим картинам. Изображённые в них предметы – из тех же времён и событий, что запечатлены в исторических картинах. Натюрморт «С нами Бог!» является продолжением масштабного полотна «Мы - Русские, с нами Бог!», повествующего о подвиге русских солдат в крепости Осовец в годы первой мировой войны, когда немецкая армия применила впервые отравляющие газы и несмотря на это, непонятно каким образом, русские солдаты, практически полумертвые, пошли в атаку и обратили противника в паническое бегство. Этот эпизод известен в истории как знаменитая «Атака мертвецов». На заднем плане натюрморта сцены из этой атаки, а в центре - иконы.... А также изображены портреты русских героев и оружие тех времен. 

Великий князь Сергей Александрович, 150х110, холст, масло 2013.jpg

Василий Нестеренко, «Великий князь Сергей Александрович », 150х110 см, холст, масло, 2003 г. Находится в Императорском Православном Палестинском Обществе

      Ярким примером жертвенного служения России является жизнь и деятельность Великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
     За четырнадцать лет своего пребывания на посту Генерал-губернатора Москвы Великий Князь Сергей Александрович успел многое сделать для древней столицы. Он был покровителем, главой или почётным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Он долгое время являлся командующим Московским военным округом. 
     Особое место в деятельности Великого Князя занимают его труды в качестве председателя Императорского Православного Палестинского Общества по покровительству Православия на Востоке и поддержке русского паломнического движения. 
     Русская Православная Церковь совместно с общественными организациями не раз напоминали современникам об этой исторической личности. Останки Великого Князя Сергея Александровича были перенесены из Кремля в Новоспасский монастырь. Началось осознанное движение к возрождению памяти о его светлом имени.
    По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «постепенное собирание достоверных свидетельств о нём, со временем даст возможность увидеть этого человека в свете верности долгу и Родине и свидетельствовать о его непоколебимой вере».

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, 150х110, холст, масло 2013.jpg
Василий Нестеренко, «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна », 150х110 см, холст, масло, 2013 г.     

     

 Образ Великой Княгини Елисаветы Феодоровны остался в памяти христиан всего мира как символ душевной чистоты. Ее бескорыстная жизнь, ее духовное служение, ее мученическая кончина являются выражением святой любви, заповеданной нам Спасителем. 
       Елисавета Феодоровна, в прошлом принцесса Гессен-Дармштадтская, стала супругой Великого Князя Сергея Александровича. После его трагической гибели она посвятила всю свою жизнь благотворительности и служению ближним. Тридцать три года провела Елисавета Феодоровна в России. Все, кто имел счастье видеть ее, вспоминают о необыкновенной  внешней и внутренней красоте Великой Княгини. Прирожденное изящество, безупречный вкус и манеры великосветской дамы, внучки английской королевы и сестры российской Императрицы, сочетались в ней с истинно христианским смирением и высокими духовными помыслами. 
      Всепокрывающая любовь позволила Елисавете Феодоровне простить убийцу своего мужа и своих собственных мучителей, бросивших живыми ее и других членов Царской Семьи в шахту под Алапаевском. Умирая, она находила в себе силы делать перевязки своим близким. С любовью о Боге и России закончила свой жизненный путь Елисавета Феодоровна. Созданная ею Марфо-Мариинская Обитель милосердия – это пример одного из самых полных выражений христианских добродетелей.
      Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Великую Княгиню Елисавету Феодоровну к лику Святых новомучеников Российских. Архитектурный комплекс Марфо-Мариинской Обители постановлением Правительства Москвы был возвращен Церкви. Восстановленная Обитель получила статус Патриаршего подворья, в ней возрождается духовная жизнь, следуя Уставу, утвержденному Святой настоятельницей. 
      Две картины: «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна» и «Настоятельница Обители милосердия» были созданы Василием  Нестеренко по заказу Правительства Москвы и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2008 году и размещены в воссозданных интерьерах дома Настоятельницы Марфо-Мариинской Обители милосердия на Ордынке. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский Шикотан.jpg

Василий Нестеренко, «Русский Шикотан », 140х240 см, холст, масло, 2010 г. 

      Дальний Восток России, наш самый отдаленный форпост, первым встречает восход солнца. Природа края потрясает своим величием. Холодное неспокойное море, суровые отвесные скалы с птичьими базарами напоминают полярные широты, а буйная растительность у подножия вулканических сопок говорит о близости тропических лесов. Дымящиеся гейзеры, кипящие реки, исполинские конусообразные вулканы, вырастающие из морской пены, постоянно меняющие свой цвет волны Охотского моря, Тихого океана и Курильских проливов вызывают череду ассоциаций с доисторической природой. Кажется, что время замедлило свой бег, земная твердь и воды в своей первозданной красоте и немом величие погружают в мысли о Творце, создавшем Вселенную из небытия. 
      Эти земли, издавна населенные племенами айнов и коряков, открыли миру русские первопроходцы и путешественники задолго до появления посланцев других государств. Об этом свидетельствуют исключительно русские и айнские имена, данные островам и заливам, рекам и водопадам, вулканам и горным хребтам. Так, например, на острове Итуруп вулкан Чирип соседствует с вулканом Богдан Хмельницкий, а неподалеку от вулканов Берутарубе и Атсунупури возвышается пик вулкана Иван Грозный. 
      Сложная история Камчатки, Сахалина и Курил, споры и конфликты между соседями вызывают особый интерес к этому исконно русскому краю.  
Изображенный на картине «Русский Шикотан», православный храм осеняет своими крестами бухту с причалами, рыболовные и пограничные корабли, скалистые берега, сопки, морские глубины с богатейшими рыбными запасами, вулканы на соседних островах, символизируя покров и защиту всех дальних рубежей нашего Отечества.

44 Подмосковное лето.jpg
Василий Нестеренко, «Подмосковное лето», 70х84 см, холст, масло, 1997 г.

293 Hram Uspeniya v Domnino CMYK.jpg
Василий Нестеренко, «Храм Успения в Домнино», 70х90 см, холст, масло, 2003 г.
      Четыре года отдал художник работе над воссозданием художественного убранства храма Успения в Домнино, родовом имении бояр Романовых. Село Домнино находится на Костромской земле. Некогда старостой этого села был легендарный Иван Сусанин, неподалеку скрывался от польских отрядов малолетний Михаил Романов, будущий основатель царской династии. Храм Успения стоит на месте, где, по преданию, был дом инокини Марфы, матери Михаила Романова. Проводя время в сердце России, в живописнейших сусаниских местах, художник написал множество этюдов. Костромская земля стала источником вдохновения для большого числа картин.
Алена.jpg
Василий Нестеренко, «Алена», 190х110 см, холст, масло, 1994 г.   
         Художник всегда подчеркивает достоинства своих моделей, для каждого образа он находит новое решение. Картина "Алена" изображает девушку с огромным букетом ромашек, разлетающимся во все стороны. В этом портрете чувствуется дух России, запах неброских полевых цветов. 
Наедине с собой.jpg
Василий Нестеренко, «Наедине с собой», 180х100 см, холст, масло, 1995 г. 

      Портрет "Наедине с собой" написан Василием Нестеренко через год после окончания МГХИ им. В,И. Сурикова,  но является одной из лучших работ - это один из самых проникновенных портретов мастера. На картине изображен монах Псково-Печерского монастыря, погруженный в молитвенные раздумья. Портрет написан настолько мастерски, что кажется - перед нами живой человек, а не картинная плоскость. Образ монаха-молитвенника, который живет не суетными интересами мира, а думает и печалится совсем о других вещах. Это первая и, возможно, самая удачная попытка изобразить подлинного героя нашего времени, того, на ком держится Русская земля. Тихий смиренный образ таит в себе большую силу. Портрет ставит вопросы, которые порой не под силу решить и многофигурной картине. Можно смело сказать, что "Наедине с собой" - это пример духовной живописи, нечто большее, чем простое изображение человека.

90 Зима во Владыкино.jpg
Василий Нестеренко, «Зима во Владыкино», 140х180 см, холст, масло, 1993 г.
              
    Среди первых пейзажных картин, которые несут на себе отпечаток творческой индивидуальности художника, можно отметить холст "Зима во Владыкино". В этой картине художник впервые поставил перед собой сверхзадачу - попытаться изобразить движение падающих снежинок и тяжесть мокрого снега на ветвях. Для композиции этой работы характерен взгляд через крупно взятое переднеплановое изображение на дальний план с церковной архитектурой. этот композиционный прием будет часто повторяться и в последствии, например  в серии картин "Времена года". Эта картина недавно стала достоянием Третьяковской картинной галереи. 

75 Осень в Псково-Печорском монастыре.jpg

Василий Нестеренко, «Осень в Псково-Печерском монастыре », 70х85 см, холст, масло, 1995 г.         

      Большинство пейзажей  художника изображают состояния природы, характерные для православных праздников или периодов церковного календаря. Пейзажи «Осень в Псково-Печерском монастыре» и «Святая горка в Псково-Печерском монастыре», также как и пейзаж «Зима во Владыкино» и цикл картин «Времена года» своей тематикой неразрывно связаны с русским православием, с древней традицией воспринимать природу как творение Божие, соотносить свою жизнь с событиями Священной истории, которые Церковь последовательно вспоминает в течение каждого года.

89 Святая горка в Печорах.jpg
Василий Нестеренко, «Святая горка в Псково-Печерском монастыре », 85х125 см, холст, масло, 1995 г.

Образ Блаженной Матроны Московской, 2011.jpg
Василий Нестеренко, «Образ Блаженной Матроны Московской», 80х60 см, холст, масло, 1995 г.


Храм Христа Спасителя
Василий Нестеренко, «Храм Христа Спасителя», 110х150 см, холст, масло, 2002 г.       

       Пейзаж "Храм Христа Спасителя" - это картина-воспоминание об участии художника в воссоздании росписей главного Храма страны. 
Сооруженный в честь избавления России от Наполеоновского нашествия на всенародно собранные средства, расписанный лучшими художниками своего времени, Храм Христа Спасителя стал символом православной России XIX века. Именно как символ он был разрушен богоборческой властью. Как символ Русского Православия он был воссоздан на рубеже тысячелетий. 
    Лучшие архитекторы и художники трудились над его созданием в XIX веке. в наше время все повторилось – известие о начале воссоздания Храма привлекло выдающихся архитекторов, живописцев, скульпторов к работе для главного Храма страны. Так же, как в XIX веке все руководство художественными работами осуществляла Российская академия художеств. 


         В.И.Нестеренко было поручено воссоздать росписи «Воскресение Христово и Апостол Матфей» на северо-западном пилоне Храма (высота росписей 23 метра) и росписи «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим», находящиеся соответственно на северном и западном тимпанах Храма Христа Спасителя (каждая по 15,5 метров). Росписи и орнаменты воссоздавались целыми бригадами, но Нестеренко работал над четырьмя колоссальными росписями в одиночку, без помощников-художников. Это была в своем роде уникальная ситуация в истории воссоздания Храма. 
       Помимо росписей Василий Нестеренко воссоздал Плащаницу и четыре иконы Богородичного цикла: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во Храм», «Благовещение», «Успение». Эти иконы размещены в больших мраморных киотах в центральном объеме Храма. 
       В Храме Христа Спасителя шесть трапезных залов, внутреннее убранство двух их них было создано В.И.Нестеренко. Для Патриаршей Трапезной Храма Христа Спасителя художник создал пять монументальных картин на евангельские сюжеты: «Тайная вечеря», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесное умножение хлебов», «Чудесный улов» и картину «Христос и Самарянка». Для Аванзала Зала Церковных Соборов живописец исполнил виды десяти наиболее значимых российских монастырей.

203 Воскресение Христово. Проект.jpg
Василий Нестеренко, «Воскресение Христово», проект воссоздания центральной части росписи северо-западного пилона Храма Христа Спасителя, 300х200 см, холст, масло, 1996 г.

Воскресение
Воскресение Христово и Святой Апостол и Евангелист Матфей Росписи северо-западного пилона Храма Христа Спасителя, 2300 х 1500 х 450 см, масло, 1999 г.

       Росписи северо-западного пилона явились для Василия Нестеренко основными произведениями, исполненными им на стенах Храма Христа Спасителя. Художник выполнил работу над пилоном, высота которого превышает двадцать метров, в предельно короткие сроки. Это потребовало от него мобилизации всех творческих способностей, знаний и опыта. 
В центральном пространстве Храма Христа Спасителя четыре пилона, или паруса, поддерживают барабан, на который опирается главный купол. Сюжеты пилонов являются важнейшими во всем живописном убранстве Храма. В их верхней части изображены композиции: «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа» и «Воскресение Христово». В нижней части парусов помещены образы четырех Евангелистов. 
       В связи с тем, что росписи всех пилонов должны восприниматься как одно целое, Василий Нестеренко и творческие коллективы художников, работавшие над соседними сюжетами, должны были координировать свои усилия, чтобы разница в живописной манере не повредила стилевому единству. Процесс работы над росписями «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» осложнялся для Нестеренко еще и тем, что в северо-западной части Храма была установлена лифтовая шахта, препятствовавшая возможности рассмотреть композиции пилона целиком с противоположной стороны подкупольного пространства. Тем не менее, художнику удалось создать цельное выразительное произведение, ставшее, по мнению членов Комиссии по художественному убранству, одним из наиболее удачных в Храме Христа Спасителя. 
Роспись «Воскресение Христово» посвящена сошествию Спасителя во ад. В центре сюжета изображен Иисус Христос, окруженный эллипсовидным сиянием – мандорлой. Над ним – Животворящий Крест с двумя группами ангелов, предстоящими в молитвенных позах. Воскресший Спаситель сошел в ад, чтобы вывести оттуда души первых людей, Адама и Евы, а также праведников Ветхого Завета, среди которых и Иоанн Предтеча. 
       Иисус Христос подает руку Адаму, изображенному в виде древнего старца, так как первочеловек умер в возрасте, превышавшем девятьсот лет. Ева, попавшая в ад немногим ранее Адама, не может поверить в искупление первородного греха, робко протягивая руки к Спасителю. 
В иконах нередко изображают Еву со спрятанными или закрытыми одеждой руками, что говорит о тяжести ее греха перед последующими поколениями. По словам Отцов Церкви, перенесенные в рай Адам и Ева, первые люди, сотворенные Богом, были совершенны. Под ногами Иисуса Христа лежат разрушенные цепи, позади Него видны поверженные врата, символизирующие падение оков ада и спасение, принесенное заключенным в нем душам праведников. 
     Роспись «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагается в нижней части паруса и по своему цветовому и пластическому решению близка росписи «Воскресение Христово». Художнику удалось передать одухотворенный облик Апостола Матфея, изображаемого с крылатым ангелом над головой – одним из символов Апокалипсиса. 
Обе росписи выполнены уверенной рукой настоящего мастера, которому под силу справиться и со сложной композицией, и с многоплановым образным строем, и с монументальными размерами. Главным достижением художника в этой работе стало изображение сияния, исходящего от Иисуса Христа и Его Животворящего Креста и символизирующего образ Божественного света.


207 Святой Апостол и Евангелист Матфей.jpg
Василий Нестеренко, «Святой Апостол и Евангелист Матфей », эскиз росписи северо-западного пилона Храма Христа Спасителя, 180х160 см, холст, масло, 1997 г.

Святой Апостол и Евангелист Марк, эскиз, 180х160, холст, масло, 1996.jpg
Василий Нестеренко, «Святой Апостол и Евангелист Марк», Эскиз росписи Храма Христа Спасителя, 110х90 см, холст, масло, 2001 г.

205 Тайная вечеря. проект.jpg
Василий Нестеренко, «Тайная вечеря», проект воссоздания росписи алтаря Храма Христа Спасителя,160х230 см, холст, масло, 1999 г.

955 Вознесение господне.jpg
Василий Нестеренко, «Вознесение Господне», эскиз росписи Храма Христа Спасителя, 300х156 см, холст, масло,1997 г.

Вход в Иерусалим. Эскиз.jpg
Василий Нестеренко, «Вход Господень в Иерусалим», эскиз росписи западного тимпана Храма Христа Спасителя, 120х240 см, холст, масло, 1998 г.

Вход господень
Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя

        Сюжет росписи западного тимпана Храма Христа Спасителя «Вход Господень во Иерусалим» посвящен торжественной встрече Иисуса Христа в Иерусалиме в преддверии Его крестных страданий и смерти. Согласно Евангелию, Спаситель повелел привести молодого осла, на котором Он в сопровождении учеников въехал в ворота города. Казалось, ничто не предвещало последующих трагических событий. Народ, прослышав о чудесах, явленных Христом, встречал Его как земного царя с приветственными криками «Осанна, Осанна!». Радость написана на лицах Его учеников и жителей Иерусалима. Даже фарисеи, изображенные на заднем плане росписи, казалось бы, разделяют всеобщее торжество. Народ, вздымая пальмовые ветви, бросал их к ногам Спасителя, оказывая Ему царские почести. Эта традиция в измененном виде сохранилась и поныне.Церковный праздник Входа Господня в Иерусалим в России называют еще Вербным воскресением. Ветки распускающейся вербы, которые держат верующие во время этого праздника, напоминают о пальмовых ветвях. Известен также древний обычай, согласно которому в Вербное воскресение русские самодержцы, оседлав ослика, торжественно объезжали верхом Московский Кремль. 
       Тихую радость, смиренное спокойствие и скорбь о грядущих страданиях, ждущих жителей Иерусалима, можно прочитать на лике Спасителя. Он знает, что через несколько дней будет оклеветан фарисеями, отвергнут народом и предан жестокой и позорной казни. За Ним побоятся идти даже Его ученики, а ближайший из них, апостол Петр, будет трижды отрекаться от Него. Тяжелая кара постигнет Иерусалим. Через несколько лет его стены будут сокрушены римскими легионами императора Тита Флавия Веспасиана, город разграблен, а оставшийся в живых народ рассеян по всему миру. Сохранившиеся до нашего времени рельефы Триумфальной арки Тита на римском форуме иллюстрируют разрушение и разорение Иерусалима. 
      Лишь немногие из богоизбранного народа последуют учению Христа, зато другие народы, которым апостолы будут проповедовать Евангелие, с радостью примут Христианское вероучение. Согласно преданию, русских пределов достигнет апостол Андрей, возвестив Слово Божие на берегах Днепра. 
     Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим предвосхищает Пасху, когда Воскресший Спаситель явит всему миру Свою божественную силу, искупив грехи рода людского и открыв путь к вечной жизни.  Яркий колорит росписи соответствует торжественному и радостному характеру изображенного события. Солнечные лучи освещают фигуру и одежды Спасителя, ослика, на котором Он восседает, группы людей в живописных одеяниях по обе стороны от центральной части композиции. Мастерски изображены элементы пейзажа, позволяющие своим светлым тоном выявить главные персонажи.  
      Василию Нестеренко при работе над росписью помогли впечатления от посещений Иерусалима. Например, Львиные ворота, через которые входил Спаситель в город, были написаны художником в работе «Вид на Иерусалим с Елеонской горы». Постоянная вспомогательная работа с натуры сопровождала создание росписи, что позволило художнику добиться правдивости и убедительности в трактовке образов, в колористическом решении этого произведения.


Крещение Господне (Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя) 1.jpg

Василий Нестеренко, «Крещение господне», эскиз росписи северного тимпана Храма Христа Спасителя, 120х240 см, холст, масло, 1998 г. 

       Монументальная роспись «Крещение Господне» располагается на северном тимпане Храма Христа Спасителя, являясь, как и «Вход Господень во Иерусалим», главным сюжетом всего придела, который окружают образы русских и вселенских Cвятых и сложные орнаментальные мотивы. 
В Храме Христа Спасителя не очень большое число многофигурных росписей. Среди них «Крещение Господне» занимает особое место благодаря выразительной уравновешенной композиции и изысканному колориту. Художественное решение этого произведения своей гармоничностью следует за творениями великих итальянцев, любивших продуманную лаконичную композицию и сдержанную цветовую гамму. 
       Роспись изображает крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах Иордана. Иоанн Креститель начал проповедовать Слово Божие незадолго до того, как сам Иисус принялся исполнять Свое Божественное служение. Именно поэтому Иоанн является предвозвестником, или предтечей Господа. Возмужавший в пустыне, где питался диким медом и акридами, Иоанн вел аскетический образ жизни. Он обладал сильнейшим даром убеждения, который получил по произволению Божиему. Иоанна Предтечу называют Ангелом Пустыни, изображая одетым в дикие шкуры, с крестом в руках, нередко как ангела, с крыльями за спиной. 
       Святой пустынник крестил людей во Имя Господне, призывая покаяться, говоря о том, что близится Суд Божий, что придется платить полной мерой за свои грехи, что уже «секира лежит при древе». Однажды на берегу Иордана, в водах которого Иоанн крестил людей, внявших его проникновенному слову, явился Иисус Христос и, подойдя к Иоанну, пожелал креститься. 
Обладавший пророческим даром, Иоанн Предтеча возразил Спасителю, что сам должен креститься от Него, что недостоин даже развязать ремень Его обуви. Войдя в воды Иордана, Иисус принял крещение от Иоанна. Над ними парил в чудесном сиянии голубь, символизирующий Святого Духа, третью ипостась Нераздельного Бога. В этот момент над Иисусом Христом отверзлись небеса, и голос Отца Небесного возвестил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Таким образом, Триединый Бог впервые явил Себя людям в момент Крещения Иисуса Христа, Сына Божия. Поэтому это событие называют также Богоявлением. Его глубокий мистический смысл трудно осознать без веры в непостижимого Бога, творца Неба и Земли, лишь изредка открывающего людям тайны божественного мироздания. 
        Иисус Христос изображен смиренно сложившим руки на груди. Он принимает крещение от Иоанна, выполняя волю Своего Отца, уготовившего Ему роль Искупителя рода человеческого. Ангелы на облаке над Иорданом держат хитон и гиматий, одежды Спасителя. Святой Дух освещает золотистым сиянием происходящую сцену. Все в этом произведении подчинено выявлению прикровенного смысла Божественной тайны: сосредоточенный смиренный лик Спасителя, пламенный взгляд Иоанна, тихая радость ангелов, замерших перед величием совершающегося события. 
Несмотря на свои колоссальные размеры, роспись «Крещение Господне» написана Василием Нестеренко с большим вниманием к деталям. Зритель может задержать взгляд и на изображении берега Иордана, и на облике Иоанна, и на одеждах ангелов, но основное внимание будет приковано к смиренному образу Спасителя мира

.Крещение, ХСС


Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя "Крещение Господне"